Статья
Эмоциональные особенности музыкантов-инструменталистов в процессе становления их профессионального мастерства
Выраженность эмоций различной модальности и эмоциональная возбудимость у музыкантов выше, чем у лиц, не занимающихся музыкой. В процессе становления профессионального мастерства выявляется тенденция интеграции свойств эмоциональности и эмоций, что позволяет сделать вывод об эмоциональности как интегральном личностном образовании. В структуре свойств эмоциональности, доминирующей у музыкантов-инструменталистов (мужчин и женщин), является интенсивность (глубина) переживаемых эмоций и лабильность. При этом интенсивность эмоций у женщин по мере становления профессионального мастерства усиливается, а у мужчин - снижается. В структуре эмоции, значимо доминирующей на всех этапах становления, является эмоция радости, наименее значимой - печали. У женщин выраженность эмоции печали и эмоциональная неустойчивость постепенно усиливается, а у мужчин, наоборот, - уменьшается. Эти особенности отражаются на выборе музыки для исполнения и на профессиональной деятельности. Лирическую музыку для исполнения чаще выбирают женщины. Выбор бравурной (виртуозной) музыки связан с лабильностью эмоций. При равных условиях концертной исполнительской деятельностью чаще занимаются мужчины, чем женщины.