Предлагаемая статья посвящена проблеме разработки системы формирования умений по курсу истории Древнего мира (5-й класс). Актуальность данной темы обусловлена задачами модернизации системы школьного исторического образования, необходимостью перехода к развивающей модели обучения. В статье раскрываются пути, обеспечивающие целенаправленную работу учителя по формированию системы учебных умений школьников на основе принципов деятельностного подхода в обучении. Такой подход предполагает систематическую диагностику имеющихся достижений учащихся, отбор учебного содержания, придающего развивающий характер обучению, установление преемственных межпредметных, внутрипредметных, внутрикурсовых связей, использование технологий, обеспечивающих поэтапное освоение школьниками способов учебной деятельности.
Плотникова Д. Разработка системы формирования умений в курсе истории Древнего мира. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007;(24):118-121.
1. Гора П. П. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1971.
2. Запорожец И. И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (IV-VIII классы) М., Просвещение, 1978.
3. Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей: В 2 ч. Ч. 1./Отв. ред. Ф. П. Коровкин. М.: Просвещение, 1978.
4. Федеральный Базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. Начальное общее и основное общее образование. Среднее (полное) общее образование.//Вестник образования России. 2004. № 8.
5. Примерные программы начального общего образования. Г. М. Вальковская, Н. Ф. Виноградова, Л. А. Вохмянина. М., 2003. С. 58.
6. Примерные программы начального общего образования. М., 2003. С. 67.
7. Вигасин А. А., Годер Г. И, Сеещицкая И. С. История Древнего мира (5 класс). М., 2004.
8. Колпаков С. В., Пономарев М. В. История древнего мира. М., 2005.
9. Уколова И. Е. История Древнего мира. М., 2005.
10. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира в двух частях. М., 2005 и др.
11. Ванина Э. В. Методическая диагностика при изучении курса истории в школе. Автореф. дис. к. п. н. СПб., 2003.
12. Иванов О. В. Методические основы разработки и использования компьютерной обучающей программы по истории (на материале курса истории древнего мира): Автореф. дис. к. п. н. СПб., 2005.
13. Карелина Г. М. Формирование умений работы с альтернативными текстовыми источниками исторических знаний: Автореф. дис. к. п. н. СПб., 1998.
14. Кузин Д. В. Формирование аналитических умений учащихся на уроках истории: Автореф. дис. к. п. н. СПб., 1998.
15. Кузин Д. В., Лазукова И. П. Учимся приобретать и осмыслять знания: Пособие для учителей и учащихся. СПб., Корона-Принт, 1998.
16. Лазукова И. П. Формирование учебных умений на уроках истории//Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. № 1 и др.
17. Иванов О. В. Компьютерная обучающая программа по истории: сущность понятия и требования к разработке//Герценовские чтения 2004. Актуальные проблемы социальных наук: Сб. научных статей. СПб., 2004.
18. Карелина Г. М. Формирование умений работы с альтернативными текстовыми источниками исторических знаний: Автореф. дис. к. п. н. СПб., 1998.
19. Плотникова Д. И. Развивающий потенциал компьютерной обучающей программы//Герценовские чтения 2006. Актуальные проблемы социальных наук: Сб. научных статей. СПб., 2006.