Глава книги
АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА В ИНОСТРАННОЙ АУДИТОРИИ (РАССКАЗ К. Г. ПАУСТОВСКОГО «СНЕГ»)
Одним из важных показателей свободного владения языком, в том числе русским как иностранным, является освоение приемов критического чтения. Данный вид чтения «базируется на чтении с полным пониманием содержания текста и интегрирует различные виды чтения, предполагает высокий уровень развития умений чтения, способность анализировать содержание, стиль, языковую форму, подвергать критической оценке прочитанное» [1, с. 117]. При этом большинство методистов считает, что центральное место на занятии по русскому языку как иностранному должен занимать аутентичный текст, поскольку он содержит материал, являющийся реальным продуктом носителей языка, и позволяет эффективно формировать коммуникативную компетенцию. Наиболее сложным видом аутентичного текста для иностранцев являются, безусловно, произведения художественной литературы, поскольку они обычно обогащены глубокими имплицитными смыслами, насыщены образными выражениями, аллюзиями. Существуют различные методики работы с художественным текстом, однако все они предполагают три этапа: предтекстовый, притекстовый и послетекстовый. На наш взгляд, обоснованной представляется методика Н. В. Кулибиной [2], в которой основное внимание уделяется притекстовой и послетекстовой работе, а предтекстовая ограничивается краткой информацией о писателе, чье произведение предлагается для чтения, и заданием на вероятностное прогнозирование - работой с заглавием. Представим один из возможных вариантов анализа художественного текста в иностранной аудитории продвинутого уровня владения языком на примере рассказа К. Г. Паустовского «Снег» [3, с. 238-245]. Формирование навыка критического чтения происходит при анализе художественного текста на этапе выполнения притекстовых заданий, поэтому данную работу рекомендуется проводить в аудитории под руководством преподавателя. Притекстовая работа. Прочитаем и обсудим рассказ по частям. Часть I. Прочитайте фрагмент рассказа с начала до слов «…от ее зеленой воды поднимался пар». 1. Кто главная героиня рассказа? Как вы думаете, почему автор называет ее по имени-отчеству? Что можно сказать о ее семейном положении, профессии? Подтвердите ваше мнение примерами из текста. 2. Где происходит действие рассказа? Обратите внимание на противопоставление Москва - пустынный городок. Почему героиня уехала из столицы? Найдите в тексте эмоционально окрашенные слова и выражения, передающие отношение героини к месту ее вынужденного проживания. 3. Какое время описано в рассказе? Найдите в тексте слова, подтверждающие ваше мнение. Часть II. Прочитайте фрагмент рассказа со слов «Татьяна Петровна привыкла и к городку…» до слов «…смеялась в ответ Татьяна Петровна». 1. Обратите внимание на описание чужого дома, в котором жила Татьяна Петровна: расстроенный рояль, пожелтевшие фотографии, письменный стол с выцветшим зеленым сукном. О чем говорят эти детали? 2. Опишите сына старика Потапова: род занятий, внешность, запечатленная на фотографии. Какими чертами характера, по вашему мнению, должен обладать такой человек? Как вы думаете, почему в рассказе нет его имени? 3. Как вы думаете, почему Татьяна Петровна иногда разговаривала с фотографией сына старика Потапова? Часть III. Прочитайте фрагмент рассказа со слов «Среди зимы начали приходить письма…» до слов «…не таким, каким он хотел бы увидеть». 1. Обратите внимание на композицию данного фрагмента текста: он содержит письмо сына Потапова. Проанализируйте его: сравните описания городка и дома Потапова в реальности и в его воспоминаниях. Приведите примеры из текста. 2. Какое впечатление произвело письмо Потапова на Татьяну Петровну? Какие чувства она испытывала? Подтвердите ваше мнение примерами из текста. Часть IV. Прочитайте фрагмент рассказа со слов «Утром Татьяна Петровна сказала…» до слов «…Татьяна Петровна сама рассказывала Варе». 1. Какие изменения произошли в доме Потапова? Как вы думаете, почему? Какое настроение было у героини? 2. Как вы думаете, почему у Вари, дочери героини, Татьяна Петровна ассоциируется с девушкой с золотыми волосами, которая потеряла хрустальную туфлю во дворце? Какие аллюзии вызывает у вас этот образ? Часть V. Прочитайте фрагмент рассказа со слов «Еще в поезде лейтенант Николай Потапов…» до слов «…бросали на снег легкие тени». 1. Как вы думаете, почему Николай Потапов не принял приглашение начальника станции? Зачем он пошел в отцовский дом? В чем хотел убедиться? Оправдались ли его ожидания? Подтвердите ваше мнение примерами из текста. 2. Как постепенно менялось настроение лейтенанта Потапова? Какие чувства он испытывал при первом взгляде на дом и сад, после знакомства с Татьяной Петровной? Найдите в тексте слова и выражения, которые подтверждают ваше мнение. Часть VI. Прочитайте фрагмент рассказа со слов «А потом, поздним вечером, Татьяна Петровна, сидя у рояля…» до конца. 1. Как вы думаете, почему героям казалось, что они уже когда-то встречались? 2. Почему Николай Потапов не мог уснуть в эту ночь? Почему не спала Татьяна Петровна? О каких чувствах героев говорят их действия? 3. Как прощались герои? Почему Николай Потапов написал Татьяне Петровне письмо и почему он не рассказал эту историю ей лично? 4. Прочитайте финальные строки рассказа. Ожидаемым или неожиданным стал для вас финал рассказа? Почему Татьяна Петровна засмеялась и закрыла глаза ладонью? После анализа текста можно предложить учащимся самые разнообразные задания, как непосредственно связанные с текстом рассказа, так и предполагающие рефлексию и творческий поиск. Послетекстовая работа. 1. Поделитесь своими впечатлениями от прочитанного вами рассказа. Что вас особенно поразило, тронуло? О чем вас заставил задуматься этот рассказ? Какой урок дал всем нам автор рассказа? 2. Обратитесь вновь к названию рассказа («Снег»). Как вы думаете, почему рассказ назван именно так? Какие ассоциации вызывает у вас образ снега? Каково значение образа снега в русской культурной традиции? Предложите свой вариант заглавия. 3. Какие чувства вызывают у вас герои рассказа? Обратите внимание, что автор оставляет финал открытым. Придумайте своё продолжение рассказа. 4. Напишите ответ на письмо Николая Потапова от лица Татьяны Петровны. 5. Какое чудо произошло в жизни героев? Можно ли назвать Татьяну Петровну Золушкой? Почему? Как вы считаете, возможна ли подобная ситуация в наше время? В заключение отметим, что комплексный анализ художественных текстов открывает перед преподавателем и учащимися широкие перспективы: помогает активизировать изученную лексику, позволяет развивать языковую догадку, речевые навыки, способствует актуализации жизненного опыта обучающихся. В итоге мы получаем опытного чтеца, который способен не только понимать сюжет читаемого текста, но и извлекать из текста имплицитные смыслы.