Глава книги

РАБОТА С РАССКАЗАМИ Н. И. СЛАДКОВА О ПРИРОДЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

В. В. Павлова
2023

В современном мире под влиянием различных факторов может частично утрачиваться связь «человек - культура» в ее традиционном понимании, так, в эпоху пандемии обучающимся становится сложнее познавать эстетическую функцию речи и окружающих предметов, сложнее становится и процесс воспитания чувства прекрасного. Такая проблема актуальна и в иностранной аудитории. Одной из важнейших задач занятий по литературе является воспитание эстетической культуры личности [2, с. 211]. Сейчас эта задача выходит на первый план, так как нам необходимо показать студентам нашу культуру и ценности, реалии, образцовую речь, а сделать это без литературы, доступной нам как при аудиторном, так и при дистанционном обучении и способствующей развитию воображения, особенно на текущий момент, затруднительно. Достижение поставленной задачи возможно в том числе при обращении на занятиях к рассказам о русской природе, описаниям пейзажей и конкретных объектов природы, поведения животных. большинство студентов Института русского языка как иностранного РГПУ им. А. И. Герцена приехали из Китая, многие никогда раньше не были в России или живут здесь совсем недавно, на сегодняшний день некоторые студенты обучались только дистанционно, поэтому они всегда с особым интересом знакомятся с реалиями русской природы. Работа с такими произведениями оказывается продуктивной, так как она создает позитивный эмоциональный фон и способствует развитию эстетических чувств, восприятия, интереса и личного отношения как составляющих эстетической культуры [1]. Кроме того, обращение к таким текстам способствует формированию бережного и ответственного отношения к природе. Обычно названная функция упоминается по отношению к детям, однако данный аспект кажется нам актуальным и во взрослой, в том числе иностранной, аудитории. В настоящей статье обратимся к рассказам детского писателя Н. И. Сладкова. По принципу доступности выбор падает на тексты, которые можно использовать на занятиях целиком и в неадаптированном виде. Кроме того, рассказы для детей в сборниках обычно сопровождаются иллюстрациями, а также зачастую доступны мультипликационные фильмы по этим рассказам, что можно использовать в процессе обучения как дополнительные материалы по принципу наглядности. Главными действующими лицами рассказов являются животные, и кажется, что рассказы посвящены именно им, что действительно так, однако в текстах можно найти и яркие фрагменты о собственно природе, то есть описания пейзажей или более конкретных объектов, рассказы о прогулках на природе. Фрагменты можно использовать на занятиях как отдельно, так и в рамках прочтения рассказов целиком. Представим вариант работы с некоторыми репрезентативными фрагментами текстов. Работа с каждым фрагментом включает предтекстовые, притекстовые и послетекстовые задания. Обратимся к отрывку из детского рассказа «Медвежья горка», в котором описывается пейзаж. Такому важному фрагменту работы с текстом, как семантизация слов, которые могут затруднить восприятие и понимание отрывка, будет посвящен первый этап работы. Каждый преподаватель может варьировать способы семантизации в зависимости от наличия или отсутствия соответствующих вспомогательных средств. Например, для семантизации глагола жужжать можно использовать аудиофайл, для семантизации глагола колыхаться будет уместно использовать видеофайл с растениями, так как речь в рассказе пойдет о природе. Блик и пелену нагляднее всего будет показать с помощью подобранных иллюстраций. 1. Проверьте, знакомы ли вам слова из списка: жужжать, припёк(а) (имя сущ.), пелена, склон, зазор, колыхаться-заколыхаться, блик, млеть-разомлеть, ободок. Подготовка студента к прочтению текста (задание № 3), развитие коммуникативных навыков, актуализация словарного запаса и формирование и проявление в речи своих эстетических представлений об окружающей среде реализуются на следующем шаге работы, представленном во втором задании. 2. Как вы думаете, всегда ли тишина должна быть полной? Как вы можете описать звук тишины? Где на природе вы можете его услышать? Какая картина или вид ассоциируются у вас с тишиной? 3. Прочитайте текст, сформулируйте основную мысль автора и ответьте, совпадает ли мысль автора с вашими рассуждениями. Тишина - в ушах звенит. Жужжат на припёке мухи. Кругом горы, горы и горы. Вершины их, как острова, поднялись из моря облаков. Местами облачная пелена отодвинулась от склонов и в зазор видна тёмная подоблачная глубина. Проскользнул в зазор солнечный луч, - по подоблачным лесам заколыхались подводные тени и блики. Попадёт в солнечный луч птица - сверкнёт, как золотая рыбка. Разомлел я на припёке. И заснул. Спал долго. Проснулся - солнце уже вечернее, с золотым ободком. От скал протянулись вниз узкие чёрные тени. Ещё тише стало в горах. (Н. И. Сладков, «Медвежья горка») ближе познакомиться с текстом и понять его более глубоко читающему студенту позволяют притекстовые задания. Эта работа должна позволить студенту в будущем самостоятельно порождать высказывания, наполненные их эстетическим восприятием природных явлений, поэтому здесь мы обращаем особое внимание на восприятие мыслей рассказчика, на поиск средств выразительности и слов, которые использует автор для выражения этих мыслей. 4. По ходу чтения текста ответьте на вопросы: 1. Как вы думаете, жужжание мух мешает автору слушать тишину или дополняет ее? 2. С чем автор сравнивает горы? А облака? 3. Какие имена существительные, имена прилагательные и глаголы во втором абзаце помогают автору создать в воображении читателя контрастную картину пейзажа? Разделите их на две группы. 4. Что изменилось в вечернем пейзаже? Попробуйте описать, что увидел автор. При чтении художественного текста особенно важна рефлексия как показатель более глубокого понимания прочитанного текста, его эстетической значимости и способности проявить свою творческую активность и самостоятельно выразить свои мысли в монологическом высказывании, используя опорный текст, примеры средств выразительности и опыт обсуждения текста на предыдущем этапе занятия. На реализацию названного направлены следующие задания: 5. Как вы думаете, какие чувства наполняли рассказчика? Почему он уснул? Попробуйте описать его эмоциональное состояние. 6. Сделайте фотографию вашего любимого места на природе (в городе или за городом), где солнце будет «с золотым ободком». Расскажите, почему вам нравится этот вид, опишите его. Следующий фрагмент из рассказа «В лесу», предлагаемый для работы в иностранной аудитории, содержит описание не одного пейзажа, а целого пространства - леса. Семантизация новых слов становится первым шагом при работе с текстом, чтобы читатель действительно мог погрузиться в прогулку по лесу вместе с рассказчиком, видя лесные растения и лесных животных и слыша звуки природы. Такой текст помогает развивать воображение и образное мышление у обучающихся. 1. Проверьте, знакомы ли вам слова из списка: кутерьма, пёстрый, шелест, щебет, посвист, буйство, застойный, подлесок, извилистый, чаща, рябчик, зубрить, рыться, валежник, вмятина, когтистый, борозда. Второе задание актуализирует словарный запас студентов в рамках темы текста и предваряет третье притекстовое задание (работу по тексту), в ходе которого читающий студент по принципу концентрического расположения материала пополняет свой словарный запас. 2. Какие деревья, растущие в русском лесу, и каких лесных животных и птиц вы можете назвать? Запишите ваши слова-ассоциации со словом лес. Подберите иллюстрации, покажите их студентам вашей группы, проверьте, знакомы ли им эти реалии и (или) слова. Пополните ваши списки после работы в группе. 3. Прочитайте текст и выпишите все слова из тематической группы «лес». Что совпало с вашими ассоциациями? Соедините ваши списки в один. Весёлая кутерьма зелёных листьев, золотых солнечных зайчиков, пёстрых птиц. Шелесты, шорохи, шёпоты. Щебет, посвисты, вскрики. Стройные стволы высоких деревьев и путаница кустов, буйство ветра в вершинах и застойный сумрак и тишина в подлеске. Лесная извилистая тропинка уводит в чащу, что ни поворот, то и встреча. На пне пёстрый рябчик сидит. На ёлке белка шишку зубрит, на муравейнике роется зелёный дятел, на валежине жук-дровосек усами поводит. Скрипит где-то старое дерево, качается задетая кем-то ветка, распрямляется примятая кем-то трава. Вмятина на земле от когтистой лапы, борозды на коре от острых зубов, потерянное перо. На каждом шагу лес загадывает загадки, а ты идёшь и стараешься их разгадать. (Н. И. Сладков, «В лесу», из цикла «С севера на юг») На развитие творческого потенциала студента и на осмысление предложенного материала направлено творческое притекстовое задание № 4. Результаты ответов на эти вопросы позволяют увидеть эмоциональные реакции студентов, которые диктуются их восприятием прочитанных фрагментов. По принципу сознательности и поэтапности предложенное задание помогает студенту подготовиться к выполнению следующего задания № 5. 4. По ходу чтения текста ответьте на вопросы: 1. Как вы думаете, почему в первом абзаце автор использует ряд номинативных предложений и не использует глаголы? Попробуйте продолжить этот ряд, написав еще несколько номинативных предложений. 2. Во втором абзаце рассказчик говорит о том, что делают лесные звери, птицы, насекомые. В задании № 2 вы составляли список знакомых вам лесных животных и растений, предположите, что еще мог увидеть рассказчик, продолжите этот абзац несколькими простыми предложениями. 3. В третьем абзаце рассказчик перечисляет «загадки», попробуйте их отгадать, предположив, что произошло раньше (почему скрипело дерево, откуда появилось потерянное перо и т. д.). Создание собственного письменного монологического высказывания, что позволяет студенту по принципу учета индивидуально-психологических особенностей обучаемой личности полностью раскрыть свой творческий потенциал и продемонстрировать усвоение пройденного материала, предлагается в последнем задании. 5. Найдите картину, на которой изображен русский лес. Используя результаты выполненных заданий, представьте, что вы прогуливаетесь по этому лесу, расскажите, что вы видите, и предположите, что вы слышите, напишите сочинение о вашей прогулке. Обратимся к следующему яркому репрезентативному фрагменту из рассказа «Январь». В первую очередь необходимо семантизировать новые слова, которые встретятся студентам в предложенном фрагменте: 1. Проверьте, знакомы ли вам слова из списка: диковинный, существо, рассеяться, сучок, вскарабкаться, папаха, пузечко, подпереть, пригорюнившийся (пригорюниться), мохнатый, хвойный. Подготовка студентов к прочтению текста, актуализация их словарного запаса в рамках темы текста и развитие коммуникативной компетенции осуществляются на следующем шаге: 2. С чем у вас ассоциируется русская зима? Запишите несколько слов-ассоциаций. Похожа ли она на зиму в вашем родном городе? Расскажите о ваших первых впечатлениях. Последнее предтекстовое задание связано непосредственно с текстом и фокусирует внимание студентов на определенном вопросе: 3. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: откуда появились диковинные невиданные существа? Вместе со снегом налетели и набежали в лес диковинные невиданные существа. Они расселись по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, но на что-то очень похожие… Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной белой папахе. Там, на пеньке, сидит не то белочка, не то зайчик. Сложил он белые лапки на белое пузечко, молчит и смотрит на белый лес. На камне у речки белая Алёнушка: склонила голову на плечо, подпёрла белой ладошкой белую щёчку. Обласкало солнце пригорюнившуюся Алёнушку, и с мохнатых хвойных ресниц её закапали слёзы… (Н. И. Сладков, «Январь») Лучшему пониманию и умению интерпретировать образы, используемые автором, студентам помогает выполнение четвертого притекстового задания. На данном этапе развивается образное мышление обучающихся, а также они обучаются восприятию эстетической значимости пейзажа через рефлексию над текстом и предположения о мыслях и чувствах рассказчика. 4. По ходу чтения текста ответьте на вопросы: 1. С чем рассказчик сравнивает снег? Перечислите эти сравнения. 2. Как вы думаете, каким чувством проникнуто описание снежного леса? 3. Что рассказчик сравнивает с Алёнушкой? Почему именно так он называет этот предмет? Проверить себя и друг друга в правильном понимании прочитанного фрагмента обучающиеся могут, выполняя последнее послетекстовое задание. Оно также имеет потенциал для развития эстетической культуры личности и способствует развитию коммуникативной компетенции, а именно - созданию монологического высказывания и участию в диалоге или полилоге. 5. Объединитесь в мини-группы. Нарисуйте или создайте фотоколлаж зимнего леса, который будет отображать написанное в прочитанном фрагменте. Добавьте другие объекты. Предложите другим студентам найти и описать то, о чем не было сказано в тексте. Выступите с вашим рисунком или коллажем, расскажите аудитории, что на нем изображено. Работа с предложенными фрагментами по представленным заданиям имеет положительное эмоциональное воздействие на личности студентов, позволяет им не только пополнить свой словарный запас и познакомиться с текстами детской русской литературы, но и развить свой творческий потенциал, проявить результаты собственной рефлексии. Поэтапная демонстрация полученных в рамках знакомства с текстами русских детских писателей о природе знаний и эмоций позволяет реализовать развитие эстетической культуры личности обучающихся.

Павлова В. В. РАБОТА С РАССКАЗАМИ Н. И. СЛАДКОВА О ПРИРОДЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ. 2023;:224-230.
Цитирование

Список литературы