Глава книги
ЗНАКОМСТВО ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ С ТВОРЧЕСТВОМ Н. А. НЕКРАСОВА НА ПРИМЕРЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «НА ВОЛГЕ»
Н. А. Некрасова считают величайшим русским поэтом, народным певцом, его роль в русской литературе невозможно переоценить, и поэтому знакомство с его творчеством в иностранной аудитории - важная культурная составляющая языкового образовательного процесса. Знакомство учащихся с творчеством Н. А. Некрасова должно начинаться с введения в определенный культурно-исторический контекст, в котором жил и творил Н. А. Некрасов. Это важно для понимания его поэзии. К. Чуковский подчеркивает: «Весь свой могучий талант Некрасов отдал на служение современности... Его стихи в огромном большинстве были злободневными откликами на животрепещущие темы эпохи» [2, с. 312]. Начать урок следует с представления русского поэта, сообщения дат его жизни. Можно попросить учащихся вспомнить, что они знают об истории России этого времени. Спросить их, что произошло в 1861 году. Как правило, студенты-иностранцы знают об отмене крепостного права. Так можно начать беседу о непростой жизни народа, крестьян, о том, что волновало Н. А. Некрасова. Преподаватель сообщает учащимся, что произведение Н. А. Некрасова, с которым они познакомятся на уроке, называется «На Волге». Рассказывает о детстве поэта, которое он провел на Волге, предлагает ученикам представить и рассказать, что значит провести детство на природе, около реки. По вашему мнению, где лучше провести детство: в городе или в деревне? Что может делать ребенок в деревне? Где прошло ваше детство? Какие у вас детские воспоминания? Вслед за этими рассуждениями можно ввести незнакомую лексику, которую учащиеся встретят в поэме. Проверьте, знаете ли вы слова: утренняя заря, песчаный берег, костёр, ружьё, камешки. Можно ли встретить эти явления или предметы в деревне? Прочитайте слова, которые встретите в тексте: челнок (здесь: лодка), круча (высокий берег), удаль (смелость), колыбель (здесь: родина). Так, обращение к личному опыту учащихся и беседа с введением незнакомых слов из стихотворения послужат подготовкой к чтению поэмы. Затем учащимся показывают картину И. Е. Репина «бурлаки на Волге» и предлагают студентам самим порассуждать, что делают и что чувствуют люди на картине? После этого преподаватель рассказывает о том, кто такие бурлаки, объясняет выражение тянуть лямку, которое использовалось сначала для описания работы бурлаков, а затем его начали употреблять уже не только о бурлаках, в значении ‘заниматься тяжелым, неприятным делом’. При рассмотрении картины И. Е. Репина можно ввести незнакомую лексику, которую учащиеся встретят в поэтическом тексте о бурлаках. Семантизировать ее можно с помощью краткого толкования и опоры на иллюстрацию: нищета (крайняя бедность); напасть (беда, несчастье); лохмотья (старая одежда в очень плохом состоянии), лохмотья жалкой нищеты; изнеможенный (слабый, без сил); безнадёжный (без надежды), угрюмый (очень невесёлый, мрачный); вой (громкий протяжный плач); расшива (парусное речное судно XVIII-XIX в.), кабы (если бы), авось (может быть, вдруг, случайно -- о том, на что говорящий надеется, считает возможным). Таким образом, первая часть урока посвящена культурно-историческому комментарию о времени, в которое жил Н. А. Некрасов, о проблемах русского народа, которые его волновали, краткому биографическому комментарию о его детстве, объяснению понятия бурлаки, и все это сопровождается лексической работой. Введение новых слов дается по тематическому принципу, семантизация новых слов происходит с помощью иллюстрации и толкований на русском языке, в некоторых случаях допустимо использование перевода. Вторая часть урока включает чтение поэтического фрагмента [1, с. 89- 90] и работу с текстом (вопросы и задания после чтения каждой части фрагмента стихотворения, а также установочные вопросы перед чтением каждого фрагмента). 1. Прочитайте начало фрагмента стихотворения «На Волге» и скажите, как главный герой относится к Волге? Какие слова показывают его отношение к Волге? О Волга!.. колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? Один, по утренним зарям, Когда еще всё в мире спит И алый блеск едва скользит По темно-голубым волнам, Я убегал к родной реке. Иду на помощь к рыбакам, Катаюсь с ними в челноке, брожу с ружьем по островам. То, как играющий зверок, С высокой кручи на песок Скачусь, то берегом реки бегу, бросая камешки, И песню громкую пою Про удаль раннюю мою... 2. Найдите, какие краски присутствуют в описании Волги. 3. Найдите в тексте детские воспоминания главного героя, что он любил делать? 4. Как вы считаете, любил ли поэт русскую природу? Аргументируйте свой ответ. 5. Прочитайте продолжение фрагмента стихотворения и скажите, почему главный герой решил уйти из родных мест на берегу Волги? Тогда я думать был готов, Что не уйду я никогда С песчаных этих берегов. И не ушел бы никуда - Когда б, о Волга! над тобой Не раздавался этот вой! В этом фрагменте обращаем внимание на слово вой, еще раз обращаемся к изображению бурлаков на картине И. Е. Репина. 6. Прочитайте продолжение фрагмента стихотворения и скажите, чей разговор услышал главный герой? Давно-давно, в такой же час, Его услышав в первый раз, Я был испуган, оглушён. Я знать хотел, что значит он, - И долго берегом реки бежал. Устали бурлаки, Котел с расшивы принесли, Уселись, развели костер И меж собою повели Неторопливый разговор. «Когда-то в Нижний попадем? - Один сказал. - Когда б попасть хоть на Илью...» - Авось придем, - Другой, с болезненным лицом, Ему ответил. - Эх, напасть! Когда бы зажило плечо, Тянул бы лямку, как медведь, А кабы к утру умереть - Так лучше было бы еще... - Он замолчал и навзничь лёг. Я этих слов понять не мог, Но тот, который их сказал, Угрюмый, тихий и больной, С тех пор меня не покидал! Он и теперь передо мной: Лохмотья жалкой нищеты, Изнеможенные черты И выражающий укор, Спокойно-безнадёжный взор... 7. О чём разговаривали бурлаки? Почему один из бурлаков говорит, что лучше было бы умереть? 8. Найдите в стихотворении слова, которые использует автор для описания бурлаков. В заключение можно предложить учащимся выразить свое мнение о жизни бурлаков, ответить на вопросы: какую роль сыграл вой, который услышал герой-поэт в детстве? Почему Н. А. Некрасов посвятил многие свои стихотворения страданиям народа? Прочитайте цитату из книги К. Чуковского и объясните, можно ли использовать синонимы вой и стон, описывая не только бурлаков, но и страдания других людей из простого народа? «При жизни его буквально преследовал неумолкаемый «человеческий стон», который доносился тогда отовсюду. «Где народ, там и стон» (II, 55), - говорил Некрасов о порабощенном крестьянине» [2, с. 311]. В завершение статьи приведем цитаты из студенческих сочинений, написанных после урока по стихотворению «На Волге». Студентка третьего курса Пань Жунжун делает вывод: «В стихотворении “На Волге” описываются изнеможенные и безнадёжные бурлаки, они даже не хотят жить каждый день. Автор хочет помогать им безмерно. Он отзывчивый человек и великий поэт и имеет огромное влияние на литературные произведения и российское общество». Студентка третьего курса Ци Илинь в своем сочинении о бурлаках приводит в пример рабов из истории Китая: «В Древнем Китае многие бедняки становились рабами, чтобы выжить... Каждый раз, когда происходит стихийное бедствие, многие фермеры продают себя как рабов, потому что у них нет урожая, а земля очень дешевая, поэтому мирные жители легко могут стать рабами. Стать рабом означает слушать хозяина всю жизнь, и хозяин имеет право бить и ругать раба. Раб - это частная собственность хозяина. В Тибете до основания Нового Китая дворяне занимали более 95% земель, и более 90% крепостных не владели своей землей. Они могли выжить, только выполняя работу для дворян. На Цинхай-Тибетском плато в апреле и мае все еще очень холодно, а крепостной был обнажен, и на его теле было всего несколько лоскутов ткани. Даже если это женщина, ей все равно приходилось много работать. Они носили траву, камни и коровий навоз, для выполнения всех этих задач нужны рабыни... Еще страшнее то, что ребенок раба оставался рабом». Вывод, который делает Ци Илинь: «Мы не должны забывать историю». Таким образом, урок-знакомство с творчеством Н. А. Некрасова по материалам поэмы «На Волге» способствует развитию культурологических, литературоведческих и исторических знаний учащихся, повышает их уровень владения русским языком, а также выполняет воспитательную функцию.