Глава книги

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ФИЛЬМА «БЕЛЫЕ НОЧИ» (ПО МОТИВАМ ПОВЕСТИ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО) В РАМКАХ КУРСА «ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ СТРАНЫ ПЕРВОГО ИЗУЧАЕМОГО ЯЗЫКА» В ФОРМАТЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Р. В. Костицина, Е. С. Лопатенко
2023

В Китае имя Ф. М. Достоевского впервые было упомянуто предположительно в 1905 году, а первые переведенные произведения опубликованы в 1918. Многие китайские исследователи отмечают эстетическую сложность его творчества, а потому, в сравнении с такими широко известными в Китае русскими писателями, как А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, М. Горький - Достоевский не самый популярный и востребованный. Таким образом, перед преподавателем стоит задача помочь преодолеть трудности восприятия творчества Достоевского, открыть разнообразные грани таланта писателя. С этой целью можно использовать различные методы и приемы работы над литературным произведением, в том числе привлечение разного рода наглядности, обращение к другим видам искусства. Наиболее эффективным, на наш взгляд, является просмотр фильма, как средства аудиовизуальной наглядности, так как в данном случае задействуются два канала восприятия информации - зрительный и слуховой [1, с. 245]. Глубокие философско-религиозные размышления; особая галерея типов персонажей; своеобразие языка; Петербург как основной фон, декорация и сюжетный камертон формируют у читателя широкое представление о жизни русского человека - современника писателя, его быте и внутреннем мире. В курсе «История литературы страны первого изучаемого языка» для бакалавров, обучающихся в Институте русского языка как иностранного в РГПУ им. А. И. Герцена, предусмотрено 12 академических часов на изучение творчества Ф. М. Достоевского. Из них: 1 лекционный, 2 практических и 9 отводится на самостоятельную работу. В условиях пандемии в РГПУ им. А. И. Герцена учебный процесс организован в смешанном формате с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В связи с этим возникает необходимость пересмотра методов и приемов взаимодействия с аудиторией, получения обратной связи и оптимизации самостоятельной работы обучающихся. На базе образовательной платформы Moodle нами был разработан и апробирован электронный учебный курс по рассматриваемой дисциплине, включающий презентационные, практические и контрольно-измерительные материалы. В рамках данного курса представлено несколько практических занятий, в которых обучающимся предлагается работа с фильмами по мотивам литературных произведений, в том числе была создана методическая разработка в формате «Лекция» по фильму «белые ночи» (реж. Иван Пырьев, 1959). Работу над фильмом можно разделить на несколько этапов: самостоятельное знакомство обучающихся с биографической справкой и последующее прохождение теста на проверку понимания её содержания, просмотр фильма целиком (по ссылке), просмотр шести коротких ключевых видеофрагментов, сопровождающихся также тестовыми заданиями. В конце задания представлен перечень вопросов открытого типа для размышления и дальнейшего обсуждения на практическом занятии, являющемся заключительным этапом. Фильм по повести «белые ночи» выбран с целью познакомить обучающихся с необычным для многих типом героя «мечтатель», который развивается на протяжении всего творческого пути Ф. М. Достоевского. Практика показала, что именно этот образ вызывает самые живые реакции и влечет за собой последующее обсуждение. Текст биографии писателя, созданный на основе материалов книги доктора филологических наук И. Н. Сухих [1], включает в себя факты, необходимые для понимания творчества, а также сопровождается последующими специальными вопросами, представленными в форме теста. Данный этап необходим как для повторения информации, полученной на лекционном занятии, так и для дальнейшего более глубокого понимания творчества. В качестве притекстового задания предложена работа с новой лексикой и пояснениями некоторых исторических фактов (Рис. 1). Пример: Следующий этап (Рис. 2.): знакомство с лексикой, необходимой для понимания фильма при просмотре, а также ссылка на облачное хранилище, где обучающиеся могут ознакомиться с картиной. После задания также представлен перечень вопросов в форме тестирования, направленных на выявления понимания общего сюжета фильма, например: как зовут героев? Когда произошли события? Как герои повстречались? и др. Основная работа над фрагментами произведения представлена во второй части занятия. Обучающимся необходимо последовательно вернуться к шести эпизодам фильма, поразмышлять и выполнить тестовые задания. В первом фрагменте молодой человек объясняет Настеньке, кто такие мечтатели. Для понимания фрагмента приведены следующие цитаты: «мечтатели, нужно Вам заметить, бывают разные: одни мечтают переустроить жизнь на земле, другие - о прогрессе техники, мой же мечтатель… ух… это совсем особенный, он, я даже сказал бы, не человек совсем, а какое-то существо… гм… среднего рода…»; «он живет своей воображаемой жизнью»; «давайте посмотрим на те миражи, призраки, которые возникают в дыму этой комнаты…». После просмотра фрагмента необходимо определить тип мечтателя, к которому относит себя герой произведения. Данный фрагмент важен для понимания образа жизни персонажа и его типа мышления. Данный тип героя выделяется среди прочих и не похож на предыдущие - романтические. Обучающимся важно увидеть разницу между романтиком и мечтателем: первый - готов пробовать менять реальный мир, но столкнувшись с трудностями, погибает, второй - остается жить в мире мечты. Стоит отметить, что близким и скорее обратным образом мечтателя является образ Ильи Ильича Обломова, который скорее пытался жить в мире мечты, но возвращается в грубую реальность. В следующем фрагменте молодой человек продолжает объяснять Настеньке о том, кто такие Мечтатели. Для понимания фрагмента приведены следующие цитаты: «Вот, Настенька, каков фантастический мир нашего героя и что ему, сладострастному ленивцу и бездельнику в той жизни, в которой мы с вами живем. Он ведь так уверен, что она бедна и ничтожна. Но придет, Настенька, грустный час, когда за один день этой ничтожной жизни, он захочет отдать все свои фантастические годы. Придет время, сожмет тоска его сердце… устанет, истощится его фантазия; и все эти миражи и призраки превратятся в прах… И тогда, о, Настенька, тогда он спросит себя: «А что я сделал со своими лучшими годами? Жил я? Или не жил?...» Данный фрагмент важен для понимания всего произведения, так как слова, произнесенные персонажем, являются своего рода «пророческими». Именно так он и проживет остаток жизни, вспоминая встречу с Настенькой как сон, мечту. В заданиях после фрагмента обучающимся представлены вопросы, ориентированные на понимание различий между жизнью мечтателя и обычного человека. Также для понимания образа мечтателя необходимо хорошо разобраться в образе Настеньки. Третий фрагмент, в котором Настенька рассказывает, почему бабушка ее пришпилила / пристегнула булавкой к своей юбке, важен для понимания быта героини. Зависимость от бабушки, жалость и чувство долга не позволяют Насте выйти во внешний мир. Для понимания фрагмента приведены следующие цитаты: «Есть у меня старая, слепенькая бабушка. Я к ней попала еще очень маленькая, потому что умерли мои отец и мать. И вот когда мне минуло (исполнилось) 15 лет, я как-то нашалила (сделать что-нибудь плохое)… Не помню, что я сделала, но проступок был небольшой… на что бабушка ужасно рассердилась, подозвала меня к себе, взяла большую булавку, пришпилила (пристегнула) мое платье к своей юбке. Да тут же сказала, так как она слепа, за мной не усмотрит, то я всю жизнь буду сидеть к ней пришпиленная». B четвертом фрагменте, где бабушка объясняет внучке, почему нельзя читать безнравственные книги, показан разрыв поколений. Настя пытается приоткрыть для себя окно в реальный мир при помощи литературы, но увлечение осуждается старушкой, которая не готова отпустить девушку от себя. Для понимания фрагмента приведены следующие цитаты: «- Какие они там? Нравственные или безнравственные? - Не знаю, бабушка... Сейчас посмотрю… - Ежели (+Если) безнравственные, то тебе их даже смотреть нельзя, ещё дурному научишься… - Чему же я научусь, бабушка? Что в них такого может быть написано? - А! Описано в них, как молодые люди соблазняют благонравных девиц, как они этих девиц, под предлогом того, что хотят жениться, увозят из родительского дома, а потом бросают их, несчастных, на волю судьбы, и они погибают. - Но тут, бабушка, всё только Вальтер Скотта романы. - Романы… гм… Вот и я в старину всё романы читала… - А нет ли там каких-нибудь шашней (= любовных записок или иных символов любви в качестве приглашения к началу любовной интриги, ухаживания)? - Чего-чего, бабушка? - Посмотри-ка, не положил ли он в книгу какую-нибудь любовную записочку?». В пятом фрагменте новый жилец приглашает Настеньку в театр. Между героями завязывается будничный диалог, понятный обучающимся, но также необходимый для анализа произведения. Привычный ход жизни Настеньки, зависимой от бабушки, живущей в замкнутом мире, нарушается с появлением жильца, но приглашение в театр - это первая серьезная возможность разорвать привычный круг. Шестой фрагмент, в котором Мечтатель размышляет о чувствах Настеньки к нему, сопровождается следующей цитатой: «В голове моей теснились какие-то странные, смешные мысли. Наконец, я сел на скамейку и задумался. Однако, думал я, как радость и счастье делают человека прекрасным. Сколько вчера в ее словах было неги и доброты ко мне! Как кипело ее сердце к тому, к другому! А я-то… я-то думал, что она… боже мой! боже мой… Да как же я мог об этом подумать?... когда всё не мое, когда всё взято другим! Даже ее нежность, забота, любовь… Да-да, любовь ко мне - было не что иное как радость о скором свидании с тем, с другим…» В приведенном фрагменте обучающиеся работают с заключительным эпизодом, который наглядно показывает, что произошло с мечтателем, как трансформируется образ. Таким образом, при помощи работы с данными частями фильма студенты погружаются в атмосферу Петербурга, возвращаются к размышлению об основных чертах характеров героев. При обсуждении фрагментов важно отметить сложность и многогранность характеров. Многие обучающиеся упускают из виду фрагменты, отражающие переживания Настенька и формирующие ее личность, которая впоследствии стремится к разрыву привычного круга событий и отдаётся чувству, а потому осуждают персонажа за импульсивные поступки. Образ мечтателя также вызывает у азиатского читателя чаще смешанные чувства: сопереживания и отторжения. Таким образом, задачами приведенных фрагментов становятся: - показать основные моменты, повлиявшие на формирование личностей персонажей; - прояснить основные мотивы поступков; - наглядно познакомить читателя с образом «мечтателя», эволюцию которого можно проследить в творчестве Ф. М. Достоевского. В результате самостоятельной работы обучающихся анализ фильма может сформировать лишь фрагментарное восприятие произведения, поэтому целью практического занятия с использованием компьютерной программы zoom является не просто привлечение обучающихся к обсуждению сюжета и основных тем, но и к живой дискуссии. Итоги данной дискуссии могут быть непредсказуемы, потому что зависят от жизненного опыта и кругозора обучающихся. Возможно, они увидят актуальность образа мечтателя, так как это архетип всего юношеского, романтического, незрелого, идеального и во многом отражает положение современного молодого человека, оторванного от реальности за счет погружения в мир мечты (сеть Интернет, видеоигры, анимация и т. д.).

Костицина Р. В., Лопатенко Е. С. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ФИЛЬМА «БЕЛЫЕ НОЧИ» (ПО МОТИВАМ ПОВЕСТИ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО) В РАМКАХ КУРСА «ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ СТРАНЫ ПЕРВОГО ИЗУЧАЕМОГО ЯЗЫКА» В ФОРМАТЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ. 2023;:191-197.
Цитирование

Список литературы