Глава книги
ДВА «ЛИЦА» ПЕТЕРБУРГА В ТВОРЧЕСТВЕ Н. А. НЕКРАСОВА И Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО (ЭКСКУРСИЯ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ)
Без развития у иностранных обучающихся интереса к русской культуре сложно обучать их русскому языку. Это направление работы с курсантами тесно связано с воспитательной работой, которая является составной частью образовательного процесса в военном вузе. Живя в Санкт-Петербурге, иностранные курсанты имеют возможность узнать о культуре России путем «погружения» в атмосферу города. Такую возможность может предоставить экскурсия по Санкт-Петербургу. Курсанты Михайловской военной артиллерийской академии прежде всего приехали изучать профессию. Однако они живут в Санкт-Петербурге, интересуются этим городом. В ходе различных занятий знакомятся с личностью Петра I, так как его деятельность связана с военными реформами. Об истории и культуре Санкт-Петербурга преподаватели РКИ рассказывают курсантам на занятиях по лингвострановедению, а также в системе работы военно-научной секции, когда курсанты осваивают жанры научно-исследовательской деятельности. Например, работе над темой исследования «Высокий стиль в художественных текстах о Санкт-Петербурге» обучающегося Л. батбаяра из Монголии привлекла такая проблема, как интерес А. С. Пушкина к истории Санкт-Петербурга и личности Петра I. Лингвистическим и культурологическим аспектами в его исследовании стало знакомство с историей города и отражением темы Санкт-Петербурга в русской культуре. Анализируя отношение А. С. Пушкина к Санкт-Петербургу, обучающийся подчеркнул любовь поэта к этому городу и его уважение к Петру I, его основателю. большие возможности для знакомства с Санкт-Петербургом курсанты приобретают во время очных или заочных экскурсий по городу. Первые экскурсии обычно посвящены истории основания города, его военной истории. Преподаватель рассказывает, что после того как русская армия одержала ряд побед над шведами, Петр I стал больше внимания уделять строительству Санкт-Петербурга. По замыслу Петра, новая столица должна была стать одновременно морской крепостью и торговым портом. Во время первых экскурсий преподаватель рассказывает курсантам о парадном Петербурге. Петр Великий начал строить центр города на Васильевском острове. Сегодня эта территория называется стрелкой Васильевского острова. В течение двух десятилетий на стрелке поднялись здания Двенадцати коллегий, Кунсткамера и другие постройки. Здесь обосновался морской порт, десятки кораблей и лодок перевозили людей и грузы. были построены здание биржи для заключения торговых сделок, Таможня - здание, ведавшее ввозом и вывозом товаров и сбором пошлины. В ансамбль стрелки были включены две ростральные колонны. Эти колонны - памятник военно-морской славы, символ морского могущества России. Продолжением экскурсии может быть знакомство курсантов с Дворцовой и Сенатской площадями. Одна из красивейших площадей в мире, ансамбль которой формировался с середины XVIII в., Дворцовая площадь является основой парадного Петербурга. Ее название связано с Зимним дворцом, который многие десятилетия был резиденцией императорской семьи. Подлинную завершенность площадь приобрела, когда в центре ее установили Александровскую колонну - величественный памятник победы России над войсками Наполеона в 1812 году. Сенатская площадь стала одной из основных городских площадей, когда в 1763 году сюда из здания Двенадцати коллегий был переведен Сенат. На Сенатской площади находится воспетый А. С. Пушкиным знаменитый Медный всадник, который считается одним из символов города. Прочитаем курсантам отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»: Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, береговой ее гранит… Поэт с восторгом говорит о Санкт-Петербурге: он «Петра творенье», одно из лучших «произведений» этого гениального императора, полководца и политика. Познакомив курсантов с парадным Петербургом, мы предлагаем им посетить другой Петербург: город солдат и ремесленников, бедняков и нищих. Тот город, в котором люди жили в бедности, страдали от нужды и безысходности. В произведениях А. С. Пушкина, конечно, изображен не только парадный Петербург, поражающий блеском и красотой. Однако ярче Пушкина этот Петербург описали Н. А. Некрасов и Ф. М. Достоевский. Знакомство с творчеством Некрасова начинаем во время экскурсии по Литейному проспекту. Курсанты-михайловцы знают Литейный проспект: от главного корпуса Михайловской военной артиллерийской академии его отделяет Нева. Кроме того, на Литейном проспекте находится второй корпус академии. Напоминаем курсантам, что Санкт-Петербург создавался как военная столица. С самого рождения Петербург был связан с артиллерией и флотом. Солдаты были среди самых первых строителей города: юный город нужно было защищать, так как шла Северная война. Армия и флот нуждались в вооружении и боеприпасах. В 1711-1713 годах недалеко от реки Фонтанки был построен пушечный литейный двор. Рядом находилась Литейная просека, ведущая от Невы к Невскому проспекту (сегодня эта территория называется Литейным проспектом). По соседству возникли Литейная и Пушкарская слободы, где поселились привезенные из разных мест мастеровые. Когда Н. А. Некрасов приехал в Санкт-Петербург, Литейный проспект еще был грязным и немощеным. На рубеже XVIII-XIX веков здесь были пустыри, бесконечные длинные заборы и редкие маленькие деревянные дома. Но постепенно Литейный проспект начал застраиваться и благоустраиваться. На проспекте появились красивые дома и дворянские особняки, был построен Сергиевский всей артиллерии собор - в честь преподобного Сергия Радонежского. Осенью 1857 г. Некрасов снял квартиру на углу Литейного проспекта и бассейной улицы (ныне Литейный проспект, д. 36, музей-квартира Н. А. Некрасова). По соседству с ним поселился его компаньон И. Панаев со своей женой. В квартире Некрасова размещалась редакция журнала «Современник», так как писатель был одним из владельцев журнала и его духовным вдохновителем. В этом журнале публиковали свои произведения Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев и другие известные авторы. В этом же журнале публиковал свои стихи и сам Некрасов. В своем поэтическом творчестве Некрасов поднимал темы, которые его привлекали: о судьбе бесправных крепостных крестьян и городских бедняков. К. Чуковский писал: «Что народный труд был в тогдашней России мучительством, это знали и видели многие, но Некрасов первый и единственный из русских поэтов закричал об этом во весь голос...» [3, с. 375]. большую часть своей жизни Некрасов прожил в Петербурге. Он приехал в этот город семнадцати лет, чтобы учиться. Его отец хотел, чтобы сын стал военным, но сам Некрасов мечтал учиться в университете. Отец разгневался на сына и перестал ему помогать. Некрасов несколько лет жил в нищете, часто недоедал. Поэтому ему было понятно тяжелое положение бедных людей. Некрасов знал и любил Санкт-Петербург, но изобразил не его красоту и пышность. Северную столицу поэт увидел глазами бедняка и рассказал о ней с горячим сочувствием к обездоленным, с ненавистью к сытым и праздным хозяевам жизни. Очень ярко тема Петербурга звучит в стихотворении (по другим данным - в поэме) «Несчастные» (1856 г.). Это произведение поэт написал в период зрелого творчества. Оно является своеобразным размышлением поэта о своей жизни, о жизни современников. В стихотворении присутствуют автобиографические строки о трудностях начального периода жизни поэта в Петербурге. В этом произведении он передает восхищение городом, которое испытывал в юности и пронес через всю свою жизнь: …Воображенье К столице юношу манит, Там слава, там простор, движенье, И вот он в ней! Идет, глядит - Как чудно город изукрашен! Шпили его церквей и башен Уходят в небо, пышны в нем Театры, улицы, жилища Счастливцев мира - и кругом Необозримые кладбища… Последняя строка указывает на то, что поэт видит город и с другой стороны: это город страданий для тех, кто не имеет денег, чьи беды не хотят видеть равнодушные «счастливцы мира». Их портрет поэт рисует горькими и ироничными словами: Толпы пустых, надменных, праздных, Полны пороков безобразных, В тебе кишат… Иначе складывается судьба тех, кто не имеет возможности праздно жить, кто тяжело зарабатывает деньги на жизнь: В глухую полночь, бесприютный, По стогнам города пойдешь: Громадный, стройный и суровый, Тогда предстанет он иным, И, опоясанный гробами, Своими пышными дворцами, Величьем царственным своим - Не будет радовать... Тема смерти из-за тяжелых невзгод бедных людей часто присутствует в произведениях Некрасова. В стихотворении «Несчастные» такие образы, как «кладбища», «гробы», подчеркивают его восприятие темы тяжелой жизни обездоленных людей. Путешествуя с курсантами по Петербургу, доходим с ними до Михайловского (Инженерного) замка. Информация об этом здании станет поводом, чтобы перейти к рассказу о творчестве Ф. М. Достоевского. Когда-то в этом здании помещалось Инженерное училище, где несколько лет учился будущий писатель. Михайловский замок - дворец императора Павла I. Он строился в виде средневековой крепости. Здание было окружено водой, через Фонтанку, Мойку и два канала, позднее засыпанных, были перекинуты подъемные мосты. На ночь мосты поднимались, и связь с городом прекращалась. Вокруг замка стояли пушки. Но когда император Павел был убит, здание отдали под государственные учреждения. С 1819 г. в замке расположилось Главное Инженерное училище. Инженерное училище было хорошим учебным заведением. Конечно, юноши, как и все молодые, часто шалили и развлекались, но много и охотно учились. Несмотря на то, что училище было военным, благодаря профессору В. Т. Плаксину (автору учебников по истории русской литературы) здесь очень хорошо преподавалась русская литература. Молодой Достоевский именно в годы учебы увлекся художественной литературой, очень много читал. Тогда же он начал писать литературные произведения. Во время частых прогулок по городу юный Достоевский понял, что Петербург -город противоречивый, здесь не всем живется одинаково. Е. Саруханян пишет: «В этих юношеских прогулках и зародилось глубокое единение писателя с городом, позволившее ему впоследствии создать проникновенный и многогранный образ Петербурга» [2, с. 22]. Закончив училище, Достоевский получил скромную должность в инженерном корпусе при Санкт-Петербургской инженерной команде. Но его интересовало другое: он хотел стать писателем. Не прослужив и года, он выходит в отставку и начинает новую жизнь. В первые годы самостоятельной жизни Достоевский сменил много квартир, жил среди людей небогатых. Поэтому хорошо узнал Петербург «униженных и оскорбленных» (позже он так назовет один из своих романов). Рассказы бедняков об их горестях и одиночестве во многом послужили материалом для первых произведений Достоевского: «бедные люди», «Неточка Незванова» и др. Уже в своих ранних произведениях писатель гораздо настойчивее других заговорил о праве бедных людей на счастье. Поиск справедливости привел Достоевского в кружок М. буташевича-Петрашевского, который увлекался социал-утопическими идеями. В числе других петрашевцев Достоевский был сослан на каторгу, а потом в ссылку. Позже он скажет, что эти годы помогли ему лучше понять простой русский народ. Вернувшись в 1859 г. в Петербург, Достоевский основательно занялся литературным творчеством. Возобновил знакомство с Некрасовым, с которым познакомился еще до каторги. Стал публиковать свои произведения сначала в «Современнике», а потом в журнале «Отечественные записки», в котором Некрасов был редактором. Позже основал свой журнал «Время», где напечатал не только роман «Униженные и оскорбленные», но и фельетоны. Фельетоны Достоевского были тесно связаны с идеями его романов. Е. Саруханян пишет: «На материале жизни столицы писатель рассказывает о контрастах роскоши и нищеты, о «сильных и слабых» мира сего...» [2, с. 138]. На фоне праздничного Петербурга жизнь бедняков писателю видится особенно безрадостной. Продолжаем с курсантами прогулку по Садовой улице, которая сегодня проходит рядом с Михайловским (Инженерным) замком. Рассказываем, что своим современным названием улица обязана следующему обстоятельству. Первый ее участок от Невского проспекта до Апраксина переулка был расположен там, где в то время (в середине 1700-х гг.) располагались многочисленные особняки и усадьбы с садами и огородами. Сейчас Садовая улица более протяженная. На ней расположилось несколько площадей. Одна из них - Сенная площадь. Возвращаем курсантов к творчеству Некрасова, который в молодости часто приходил на эту площадь, чтобы заработать немного денег: он писал неграмотным крестьянам письма и прошения. Общаясь с крестьянами, он рано понял: тяжело живется крестьянам в деревне, но не легче им и в городе. В петербургских произведениях Некрасова часто органически сливаются две темы: «деревенская» и «городская». Ведем курсантов на Сенную площадь и знакомим их с небольшим стихотворением поэта: Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя... И Музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!» Когда-то на Сенной площади располагался шумный и грязный рынок, а в определенные дни здесь наказывали крепостных. О. Ломан пишет: «За аллегорией стихотворения 1848 г. стояла реальная картина будничной жизни столицы» [1, с. 106]. Такие сцены Некрасов часто видел на Сенной площади. Но в этом стихотворении поэт не просто рисует жестокую сцену наказания молодой женщины. Муза-покровительница поэтов становится сестрой страдающего народа. Продолжаем с курсантами беседовать о Достоевском. В 1860-е гг. Достоевский создает свой самый петербургский роман - «Преступление и наказание». История преступления Родиона Раскольникова, героя романа, разворачивается на фоне реальной жизни Петербурга середины 1860-х гг. Е. Саруханян пишет: «Жизнь столицы Достоевский рисовал как яркое... воплощение всех противоречий русской жизни в целом» [2, с. 161]. В этом романе картины нищего Петербурга пронизаны глубокой болью за человека и жгучим чувством социального негодования. В нем нарисованы картины бедности, бесправия и безысходности. Жизненные тупики приводят героев к пьянству, преступлениям и смерти. Напоминаем курсантам о стихотворении Н. А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…». События, описанные в романе Ф. М. Достоевского, тоже происходят в центре торговли тогдашнего Петербурга: на Сенной площади, на мрачных улицах и переулках, которые с ней соседствуют. В то время на Садовой улице и к ней прилегавших (Вознесенском проспекте, Гороховой улице, Малой, Средней и большой Мещанских и др.) жили часовщики, портные, сапожники, мебельщики, слесари и другие люди рабочих профессий. Здесь было много трактиров, харчевен и распивочных заведений. Около харчевен на грязных дворах толпилось много нищих («лохмотников», как их называли). Проводя через весь роман «Преступление и наказание» мысль о социальной несправедливости, писатель подводит читателей к выводу о том, что именно в таком Петербурге могла прийти к Раскольникову идея об убийстве. Таким образом, экскурсия по Санкт-Петербургу предоставляет большие возможности для знакомства иностранных обучающихся с культурой и историей Санкт-Петербурга. Наглядная информация позволяет более эффективно донести до них познавательный материал, который показывает своеобразное отношения к городу Н. А. Некрасова и Ф. М. Достоевского. Знакомясь с Санкт-Петербургом, иностранные обучающиеся начинают на конкретном примере понимать, почему Некрасов и Достоевский испытывали к городу двоякое чувство: не только восхищались им, но и осуждали нищету и безрадостное существование петербуржцев, не имеющих возможности заработать на безбедную жизнь.