Глава книги
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБРАЗ И ЕГО ВИЗУАЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (НА ПРИМЕРЕ СОПОСТАВЛЕНИЯ ФРАГМЕНТОВ ПОВЕСТИ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «БЕЛЫЕ НОЧИ» И ИЛЛЮСТРАЦИЙ М. В. ДОБУЖИНСКОГО И И. С. ГЛАЗУНОВА В ИНОСТРАННОЙ АУДИТОРИИ)
Федор Михайлович Достоевский неизменно остается одним из самых известных и читаемых за рубежом русских писателей. Его произведения, давно ставшие классикой, продолжают вдохновлять режиссеров на новые театральные постановки и экранизации, а художников на создание новых рисунков и живописных работ. В 2020 году по данным, опубликованным пресс-службой книжного сервиса Storytel, Ф. М. Достоевский занял первое место в рейтинге российских писателей, прослушанных иностранными пользователями. В настоящей работе мы расскажем об опыте проведения в иностранной аудитории практического занятия, посвященного обсуждению повести Ф. М. Достоевского «белые ночи» и сопоставлению текста этого произведения с иллюстрациями, созданными известными художниками Мстиславом Валериановичем Добужинским и Ильей Сергеевичем Глазуновым. Обсуждение и сопоставление произведений различных видов искусств, поиск возможных точек соприкосновения и расхождений - задача сложная, но, на наш взгляд, интересная и плодотворная. Отметим, что стилю Ф. М. Достоевского свойственна топографическая точность, благодаря которой возникает ощущение подлинности описываемых событий. Писателю важно, чтобы его читатель хорошо представлял места, где происходит действие того или иного произведения. Все это в полной мере относится и к повести «белые ночи» с его особой романтической атмосферой петербургских летних ночей. Для иностранного читателя, не знакомого со многими историко-культурными реалиями русской жизни, иллюстрации художников помогают «перенестись» в Петербург середины XIX века, позволяют увидеть городские пейзажи, пустынные набережные каналов, представить внешний облик персонажей, их эмоциональное и психологическое состояние. большинство исследователей называют «белые ночи» повестью, хотя сам Ф. М. Достоевский внес в название своего произведения уточнение: Сентиментальный роман (Из воспоминаний мечтателя). Отметим, что в 40-е годы XIX века слово роман в значении жанра имело несколько иной смысл и обозначало прежде всего литературное произведение, изображающее личную жизнь персонажей. Что касается слова мечтатель, оно, несомненно, является одним из ключевых для понимания авторского замысла. В центре повествования три персонажа, составляющие любовный треугольник - мечтатель, от лица которого ведется повествование, Настенька и ее возлюбленный. Еще одним полноправным персонажем повести является Петербург, где происходят описываемые события. К моменту проведения занятия иностранные учащиеся уже были знакомы с творческой биографией Ф. М. Достоевского и самостоятельно прочитали фрагменты из первых двух глав «белых ночей» (сцену знакомства мечтателя и Настеньки из «Первой ночи», рассказ мечтателя о себе и историю Настеньки из «Второй ночи»). Выбранные фрагменты, с одной стороны, важны для понимания развития сюжета, с другой стороны, наиболее интересны, на наш взгляд, для сопоставления их с иллюстрациями М. В. Добужинского и И. С. Глазунова. Занятие проводилось с иностранными учащимися, владеющими русским языком на уровне В2. На начальном этапе работы для проверки полноты и адекватности понимания прочитанных фрагментов учащимся предлагается поделиться впечатлениями о прочитанном, затем преподавателем комментируются места, которые оказались трудными для понимания. Во время беседы записываются слова, с помощью которых можно охарактеризовать главных героев. Например, мечтатель - добрый, одинокий, робкий, романтичный, сентиментальный; Настенька - искренняя, решительная, наивная, страдающая; ее возлюбленный - замкнутый, противоречивый, скрытный; Петербург - красивый, светлый, пустынный, дождливый, холодный, огромный и т. п. На следующем этапе работы преподаватель рассказывает об иллюстрациях разных художников к произведениям Ф. М. Достоевского, акцентируя внимание на работах М. В. Добужинского и И. С. Глазунова, а также объясняет, что образ, созданный художником, может не совпадать с ожиданием читателя. Исследователи творчества Ф. М. Достоевского отмечали, что персонажей писателя трудно визуализировать, а их действия зачастую невозможно предсказать. «Его герои - постоянно развивающиеся личности, в них нет законченности или стабильности. Их поступки всегда в той или иной мере неожиданны». [2, с. 65] Рассказ преподавателя сопровождается презентацией, в которой представлены иллюстрации М. В. Добужинского, изображающие мечтателя, Настеньку, сцену знакомства главных героев, их свидания и финальное расставание, а также иллюстрации И. С. Глазунова: «Мечтатель», «Настенька», «Встреча», «Свидание» и «Настенька уходит». Работы художников специально отобраны таким образом, чтобы их сюжеты перекликались и можно было сравнить, какие выразительные средства использует художник, чтобы раскрыть авторский замысел. Показывая графические работы М. В. Добужинского, важно подчеркнуть, что они были созданы в 1922 году, то есть почти сто лет назад, однако благодаря своей точности и проникновенности до сих пор вызывают сильное эмоциональное впечатление. Учащиеся сразу замечают, что главное внимание художник уделяет не персонажам, а Петербургу. Ночные городские пейзажи М. В. Добужинского, силуэты петербургских домов, набережные каналов узнаваемы и сегодня. Что касается главных персонажей повести, то фигуры Настеньки и мечтателя кажутся на иллюстрациях художника второстепенными, а их сердечные переживания - чем-то мимолетным по сравнению с жизнью огромного города. «Здесь два основных момента повествования, психологический и описательный, находятся в обратном соотношении, чем у Достоевского, для которого главное - сердечная драма мечтателя, а картины белых ночей и города - лишь фон» [3, с. 58]. В ходе обсуждения иллюстраций к повести «белые ночи» следует подчеркнуть, что Санкт-Петербург - главный город в жизни и творчестве Ф. М. Достоевского, здесь происходит действие большинства его произведений. Для многочисленных читателей русского классика душа Петербурга и душа Достоевского неразрывно связаны друг с другом. Сравнивая работы М. В. Добужинского и И. С. Глазунова, учащиеся обращают внимание, насколько по-разному трактуют художники повесть «белые ночи». На иллюстрациях И. С. Глазунова персонажи вынесены на первый план, можно увидеть портреты мечтателя и Настеньки, почувствовать их эмоциональное состояние, настроение. Например, всмотримся в портрет мечтателя - «… замечательное, красивое, благородное лицо молодого человека… Это не просто интерпретация Достоевского, это дополнительное соразмышление». [1, с. 19] Важную роль в работах художника играет цвет. Нежные оттенки голубой и серой пастели прекрасно передают особенную атмосферу петербургских белых ночей, привносят в иллюстрации лиричность и свет. Интересен тот факт, что И. С. Глазунов стал первым художником, создавшим цветные иллюстрации к произведениям Ф. М. Достоевского. В отличие от М. В. Добужинского, И. С. Глазунов, прежде всего стремился показать персонажей и их сердечные драмы, считая своей главной задачей изображение человека и города, а не города и человека. Во время просмотра слайдов учащиеся соотносят работы художников с событиями, описанными в повести, и находят соответствующие цитаты. Преподаватель предлагает высказать мнение о том, как автор относится к мечтателю и Настеньке, вспомнить, какие поступки персонажей наиболее ярко раскрывают их характеры. Зачитывая те или иные маленькие фрагменты текста и сопоставляя их с работами художников, учащиеся выбирают иллюстрации, которые, на их взгляд, в большей мере соответствуют замыслу Ф. М. Достоевского, и обсуждают, насколько удалось художникам передать общую тональность произведения, раскрыть характеры персонажей и их взаимоотношения. Последние по сюжетной хронологии иллюстрации М. В. Добужинского и И. С. Глазунова, которые изображают сцену расставания мечтателя и Настеньки, позволяют учащимся представить произошедшие в конце повести события и высказать свое мнение о закономерности финала произведения. Для подведения итогов занятия и подготовки к выполнению письменного творческого задания учащиеся отвечают на вопросы: • Почему Ф. М. Достоевский назвал свою повесть «белые ночи»? О чем это произведение? • Помогают ли иллюстрации к художественному произведению лучше представить историческую эпоху, место действия, главных героев? • Иллюстрации какого художника, М. В. Добужинского или И. С. Глазунова, на ваш взгляд, в большей степени позволяют понять замысел автора? • Какие детали в тексте повести и в иллюстрациях помогают раскрыть внутренний мир героев? • Какие черты характера персонажей, на ваш взгляд, угадываются на иллюстрациях художников, а какие - нет? • Какому из художников точнее удалось передать образ города, созданный писателем? • Существуют ли мечтатели в наше время? быть мечтателем - это хорошо или плохо? • Какие проблемы затронуты в повести «белые ночи»? Актуальны ли эти проблемы сейчас? Литературное произведение, как и талантливые иллюстрации к нему, обладает большой силой эмоционального воздействия на читателя-зрителя. Сопоставление повести «белые ночи» Ф. М. Достоевского и созданных к ней иллюстраций русских художников вызывает живой интерес иностранных учащихся, они высказывают свою точку зрения, делятся впечатлениями, размышлениями. В качестве домашнего задания рекомендуется прочитать произведение до конца и написать небольшое эссе «Что я открыл для себя в повести Ф. М. Достоевского «белые ночи» благодаря иллюстрациям русских художников».