Глава книги

Формирование у учащихся ответственного отношения к животным

А. А. Тарасова
2023

Выйдя на улицу, сложно не встретить бездомное животное. В каком бы городе или сельском населенном пункте ни жил человек, он всегда встретит кошку или собаку, которые по тем или иным причинам оказались брошенными, либо родились от животных, которых когда-то бросили. Как же домашнее животное оказывается на улице? Существует несколько основных причин. Во-первых, питомец мог сбежать от недобросовестного хозяина. Во-вторых, животное могло случайно потеряться, при этом хозяин не может его найти, так как не чипировал животное, поэтому в короткие сроки оно не может быть найденным. В-третьих, животное может оказаться на улице по вине недобросовестных хозяев, которые решаются выбросить питомца на улицу. Причины такого решения могут быть разными. Например, нехватка средств или времени на содержание. При этом люди не осведомлены о наличии ближайшего питомника, либо не хотят тратить свои ресурсы на передачу домашнего животного в питомник. Некоторые убеждены, что даже домашнее животное, имея дикие корни, может выжить без человека. Вследствие этого животные могут вторично дичать, а затем размножаться, увеличивая популяции агрессивных и опасных животных, что негативно сказывается на обстановке и безопасности населенных пунктов [2]. Поэтому существует запрос от государства, направленный на просвещение о необходимости заботиться о животных, сопутствующей ответственности, который берет на себя человек, заводя домашнее животное. Данный запрос отображен в обновленном федеральном государственном образовательном стандарте. В этом документе одним из образовательных результатов по биологии является «уход за домашними животными» [4]. Важно отметить, что этот результат определен на базовом уровне изучения биологии. Так как каждый ученик - это гражданин России, поэтому его действия или бездействия влияют на многие аспекты его Родины. Рассматривая проблему ответственного отношения к животным, каждый учащийся должен понимать и осознавать, что в случае, когда животное оказывается брошенным, опасности подвергается не только его жизнь, но и в перспективе жизни людей, так как бродячее и одичавшее животное может стать чрезвычайно агрессивным, быть переносчиком опасных заболеваний. Для предотвращения ситуаций, когда животное по вине человека остается на улице, учителю биологии необходимо проводить работу с учащимися, объясняя, как следует ухаживать за животными, что нужно, можно и нельзя делать. В данную работу можно включить классный час на тему «Домашние животные. Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Можно предложить учащимся выполнить проекты по уходу за животными в живом уголке. Наиболее заинтересованные учащиеся могут участвовать в конкурсах и конференциях. Одной из них является исследовательская конференция «Думай глобально - действуй локально» [3]. Учащиеся могут участвовать в волонтерских мероприятиях, ходить на экскурсии в питомники. Учитель может организовать для учащихся лекции кинологов, ветеринаров и другие специалистов, которые осветят данную проблему с разных сторон. Полагаем, что для формирования ответственного отношения к животным будет эффективно создание общих профилей в социальных сетях о домашних животных. Например, «ТикТок» - профиль, в котором можно размещать короткие видеоролики о совершенных мероприятиях. Профиль в «Инстаграм», в котором можно размещать фотографии и описания на тему домашних животных, «Ютуб» - канал, где можно размещать видео с более масштабных проектов. Одним из примеров действующего профиля в «ТикТок» о домашних и бездомных животных является видеоблог Ю. Дараевой. Она помогает животным, которые остались без покровительства человека. Кроме того, что Ю. Дараева находит таких животных, девушка организует ветеринарную помощь и находит новых хозяев, и о данных событиях она регулярно снимает короткие видео. Ее профиль уже собрал 30,3 тысяч подписчиков и 721,6 тысяч лайков. Это свидетельствует о том, что Ю. Дараева смогла обратить внимание на важность предоставляемой помощи брошенным животным. В подтверждение этому служит динамика развития ее профиля, так как в период с 5 по 8 октября 2021 года на нее подписалось 13,4 тысяч людей [1]. В заключение отметим, что применять предложенные методы необходимо, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, на протяжении всего обучения биологии, периодически возвращаясь к ответственному отношению к животным. Одного классного часа или экскурсии будет недостаточного для полного понимания и закрепления информации, а также для формирования чувства сопереживания к животным, заботы. Помимо ответственности за жизнь и здоровье животного необходимо помнить о положительных эмоциях, которые дарят питомцы при общении и игре.

Тарасова А. А. Формирование у учащихся ответственного отношения к животным. 2023;:277-279.
Цитирование

Список литературы