Глава книги
Практическое применение clil-технологии при обучении биологии
За последние десятилетия в современном мире произошли важные изменения, среди которых следует выделить: создание всемирной сети Интернет и глобализация всех социальных, политических, экономических процессов в мире. Эти, а также другие изменения оказали в целом сильное влияние на мировую систему образования. Так, в Европейских странах отмечается повышенный интерес к изучению и применению различных методик преподавания иностранного языка, спецификой которых является не использование иностранного языка в качестве цели обучения, а использование его в качестве средства обучения. В соответствии с основными направлениями Государственной политики в области образования, Концепции развития системы образования РК, а также с учетом прогрессивных тенденций развития мировых образовательных систем была разработана «Концепция развития иноязычного образования в РК», обеспечивающая единство и преемственность уровней владения иностранным языком на всех этапах образовательной системы, комплексную модернизацию иноязычного образования на основе государственной языковой политики [1]. Работа на этом этапе зависит от многих аспектов: материально-технической базы учреждения, четкой организационно-методической работы, профессионализма преподавателя, его компетентности. Согласно психолого-педагогическим принципам методики CLIL, на начальном этапе обучения для эффективного проведения интегрированных занятий необходимо соблюдение следующих педагогических условий. На начальном этапе обучения достаточно сложно использовать модель обучения, построенную на полном погружении в иностранный язык. Именно поэтому преподаватели чаще всего применяют элементы CLIL в построении своих занятий. Например, на начальной ступени обучения применимы следующие упражнения и виды деятельности: - выделение ключевых слов; обучающимся предлагаются научные тексты на иностранном языке, связанные с их нелингвистической специальностью, в которых им необходимо выделить наиболее важные термины и понятия; сюда же можно отнести самостоятельный отбор лексических единиц, которые обучающиеся считают наиболее важными при освоении материала; - поиск аналогов русскоязычных терминов в предложенном тексте; рецептивный вид упражнения; преподаватель составляет список терминов на родном языке, а затем предлагает обучающимся найти их аналоги в научном тексте на иностранном языке; - заполнение пропусков; репродуктивный вид упражнения. Обучающимся предлагаются упражнения, нацеленные на заполнение пропусков подходящими по смыслу терминами; - составление диаграммы связей (mind-map); репродуктивный вид упражнения; обучающимся предлагается составить ассоциативную карту, базирующуюся на ключевой идее и ее конкретизации; в дальнейшем обучающиеся смогут использовать данную интеллектуальную карту как визуальную опору для пересказа материала, выполнения упражнений или подготовки к уроку; - упражнения типа «Правда/Ложь» (True-false statements); репродуктивный вид упражнения; данный вид упражнений помогает контролировать понимание прочитанного текста, а также предполагает дальнейший выход в устную речь; - составление вопросов; репродуктивный вид упражнения; для наиболее эффективного усвоения лексического материала, преподаватель может предложить обучающимся список терминов, к которым необходимо задать вопросы таким образом, чтобы эти термины послужили ответами; это не только закрепляет изученный лексический материал, но и тренирует грамматически верное построение вопросов в иностранном языке; - разработка проектов; специфический метод проектов формирует у обучающихся необходимые навыки и умения в различных видах речевой деятельности, а также способствует формированию самостоятельности; - творческие задания; предусматривает деятельность, направленную на развитие творческого потенциала обучающихся. На основе текста можно разработать систему упражнений, соответствующую начальному этапу работы с методикой CLIL. Цель методической разработки заключается в ознакомлении обучающихся с новой лексикой по теме “Biologyas a science”, формировании умения воспринимать текст и составлять на его основе визуальную опору (интеллектуальную карту), что нашло отражение в разработанных тренировочных упражнениях. Тренировочные упражнения нацелены на понимание и анализ содержательного плана текста, анализ лексико-грамматических структур, изучение нового лексического материала и работу с новой для обучающихся структурой интеллектуальной карты (mind-map). Практические задачи направлены на формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое и обмениваться своим мнением в группах. Воспитательные задачи включают стимуляцию творческой активности, воспитание способности работать в коллективе, воспитание толерантности, чувства уважения к другим взглядам и культурам. Общеобразовательные задачи: развитие общего и лингвистического кругозора. Развивающие задачи: развитие умения анализировать, развитие механизмов устной речи, развитие у обучающихся умения выявлять необходимую информацию в тексте, развитие личностной активности, внимания и воображения. Тренировочные упражнения были разработаны в соответствии с общепринятыми этапами работы с текстом. На предтекстовом этапе задания направлены на подготовку к прочтению текста и снятие возможных трудностей. Согласно принципу опоры на личностный опыт и фоновые знания по профильным предметам, а также принципу преобладания групповых видов работы, первое задание было сформулировано следующим образом: Exercise 1. In small groups (3-4 students) make a list of 5 words that are associated with the term “Biology”. Then compare the lists of words made in different groups, and select the most frequent ones. Try to give the definition of Biology as a science, using the shortlisted words. (В малых группах (3-4 человека) составьте список из 5 слов, которые ассоциируются с термином «биология». Затем сравните и сопоставьте списки слов, получившиеся в разных группах, и выделите наиболее часто повторяющиеся. Попробуйте на основе частотных слов дать определение биологии как науки.) Далее, согласно принципу языковой и предметно-изобразительной наглядности, предлагается визуальная опора для представления обучающимся «Облако слов» (World cloud) с ключевым понятием “Biology”. Обучающиеся отмечают, какие слова в составленных ими списках также содержатся и в «Облаке слов», составленном преподавателем. Данное задание направлено на актуализацию лексического запаса студентов, а также ранее полученных обучающимися знаний. Для практической апробации методической разработки на основе текста “Biology: the science of life” и комплекса упражнений к данному тексту была выбрана группа студентов. Выбор текста и группы обучающихся был обусловлен тематикой и степенью сложности текста, уровнем подготовки студентов. Группа состояла из 22 обучающихся, среди которых не было неуспевающих. Каждый студент группы был заинтересован в изучении иностранного языка, обучающиеся отличались вниманием и мотивированностью. Ученикам была объяснена суть методики CLIL, пояснены цели и задачи эксперимента. Был отмечен позитивный настрой обучающихся, заинтересованных новой формой проведения занятия. Обучающиеся были сконцентрированы на иностранной речи педагога, предусмотренной методикой CLIL. Было отмечено, что в начале занятия обучающиеся не были слишком уверены в своих силах, иногда затруднялись понимать, о чем идет речь, и могли несколько раз прояснить формулировку предложений, проговариваемых преподавателем. Однако к концу занятия обучающиеся адаптировались, подключая собственную языковую догадку и пытаясь понять смысл предложения, опираясь на общий контекст. После выполнения тренировочных упражнений был подсчитан средний балл класса. Каждое выполненное задание было оценено по следующей шкале: - упражнение 1 - от 0 до 5 баллов, - упражнение 2 - от 0 до 5 баллов, - упражнение 3 - от 0 до 5 баллов, - упражнение 4 - от 0 до 7 баллов, - упражнение 5 - от 0 до 6 баллов. Из 28 баллов средний балл группы составил 24,9, причем полностью со всеми заданиями справился лишь один обучающийся. Оценка интеллектуальной карты проходила следующим образом: обучающимся предлагалось озвучить собственные идеи, составленные на основе базового понятия “Biology”. Критериями оценивания стало количество ключевых слов, подобранных к основному понятию (одно слово - один балл). Требуемое количество слов - пять. Интересно, что большинство обучающихся успешно справились с заданием и подобрали пять понятий к ключевому слову. Данное упражнение понравилось обучающимся больше всего. Таким образом, по окончании занятия обучающиеся смогли использовать лексику по теме “Biology as a science” на практике, объяснять, исправлять ошибки, применять лексику в устной речи, а также смогли понять содержание или находить необходимую информацию в тексте (просмотровое и изучающее чтение), письменно и устно описывать теоретические понятия, используя приобретенный языковой материал. Таким образом, методика CLIL достаточно успешно применима на нелингвистических факультетах. Чтобы окончательно убедиться в целесообразности и применимости данной методики, обучающимся были розданы анкеты, в которых им предлагалось написать, что им понравилось больше всего и почему. Большинство обучающихся отметило, что преподавание на иностранном языке и грамотный подбор упражнений им показались наиболее интересными и эффективными. Обучающиеся также отметили в анкетах интеллектуальную карту как наиболее интересное упражнение.