Глава книги
Организация образовательного процесса по биологии с применением иммерсивных технологий
За последнее десятилетие система образования, как за рубежом, так и в России, приобрела существенные изменения в связи с экономическими и политическими преобразованиями. Изменение структуры и содержания образования - главное направление, закрепленное в Федеральной программе развития образования [1]. Развитие цифрового образовательного пространства является приоритетным направлением государственной политики. Высшая школа находится на стадии поиска эффективных образовательных технологий для организации образовательного процесса в цифровом образовательном формате. К технологиям, позволяющим смоделировать эффективную образовательную среду для овладения необходимыми компетенциями, относятся программно-аппаратные средства виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR). С развитием данных технологий в педагогической литературе появился термин «Иммерсивное обучение». Исследователь Brenner [4], изучающий влияние иммерсивной технологии на процесс обучения, подразумевает под иммерсивностью погружение в искусственно созданную трехмерную среду, которая служит для различных манипуляций с виртуальными объектами [4]. Приведенное определение является неточным для использования в образовательной среде. Из приведенного определения выделим элементы, характеризующие иммерсивную образовательную среду: - виртуальные данные, - режим реального времени, - поле восприятия. Изучению иммерсивной среды обучения посвящены работы зарубежных авторов: J. Blaskovich, A. K. Bill, T. A. Mikropoulos, A. Natsis. В этих работах описывается консолидация виртуальной и образовательной сред [3]. По мнению авторов, трехмерная среда обучения обеспечивает выполнение конкретных образовательных задач в разнообразных сценариях, сконструированных педагогом для достижения образовательных целей. Следует согласиться, что AR- и VR-технологии в образовательном процессе способствуют повышению интереса обучающихся к учебным пособиям; усилению мотивации обучающихся к самостоятельной учебно-познавательной деятельности в обучении. Согласно данным, представленным в исследованиях Ferrer-Torregrosa et al. [5] с применением AR- и VR-технологий в обучении анатомии, образовательный процесс осуществляется более эффективно в сравнении с традиционной формой обучения. В этих исследованиях установлено, что экспериментальная группа обучающихся, работа с которыми осуществлялась с применением AR- и VR-технологий, в сравнении с контрольной группой, демонстрировала лучшие результаты обучения, повышение уровня мотивации к освоению изучаемого материала [5]. Исследователь выделил у обучающихся сформированность следующих умений и навыков в процессе обучения: - самостоятельная постановка проблемы исследовательской деятельности; - самостоятельное проявление исследовательских навыков: сравнение, описание; - самостоятельный анализ результатов исследовательской деятельности. При изучении биологии, обучающиеся должны всесторонне овладеть методами научного познания живой природы, исследованиями живых организмов. Современные иммерсивные образовательные средства обеспечивают наглядность труднодоступных объектов, процессов и явлений природы. Для повышения результатов обучения в цифровой образовательной среде создаются электронные учебно-методические комплексы. На базе ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» в рамках настоящего исследования разработаны и апробированы AR- и VRматериалы, направленные на формирование практико-ориентированных умений и навыков обучающихся в области биологического образования. Несмотря на вышеуказанные преимущества, необходимо отметить, что AR- и VR-технологии, применяемые в образовательном процессе, имеют недостатки. Разработчики учебного контента виртуальной и дополненной реальности должны понимать, что это длительный процесс, который не сразу принесет ожидаемый результат. Главный вопрос, возникающий в результате внедрения AR- и VR-технологий в образовательный процесс: «Каково негативное воздействие AR- и VR-технологий на обучающихся?» Следует отметить, что иммерсивная образовательная среда не в полной мере реализовала свой уникальный дидактический потенциал. Необходимо дальнейшее изучение дидактического потенциала иммерсивной образовательной среды с применением AR- и VR-технологий. Влияние на психику виртуальной и дополненной реальности полностью не изучено, но некоторые факты давно известны. При длительном нахождении в иммерсивной среде пользователь теряет ощущение времени, что ведет к формированию зависимости [2]. Установлено негативное воздействие на физическое состояние организма, погружение в иммерсивную среду влияет на вестибулярный аппарат, зрительный анализатор. В целях предотвращения косвенного вреда AR- и VRтехнологий здоровью не рекомендуется использовать образовательный контент при обучении детей младшего возраста от 7 до 11 лет. На основании изложенного выше материала отметим, что иммерсивные технологии в образовательном процессе не заменяют традиционные технологии обучения, а дополняют их. Данные технологии целесообразно применять при изучении сложных тем, а также для повышения навыков в области информационно-коммуникационных технологий. Отметим также, что в иммерсивной образовательной среде роль педагога как организатора образовательной деятельности направлена на проектирование сценариев обучения в трехмерном пространстве.