Глава книги
К вопросу экологизации российской экономики и обеспечения ее устойчивого развития
Необходимость учета взаимодействия экономической сферы жизни общества и экологической ситуации в процессе разработки управленческих решений местного, регионального, национального и международного уровней обусловлена все возрастающим количеством техногенных угроз экологической безопасности России, как внешних, так и внутренних. В связи с этим особую актуальность сохраняет повестка экологизации экономики страны и обеспечения ее устойчивого развития, принятие во внимание которой на макроуровне приводит к снижению экологической опасности микроэкономических субъектов. Экологизация экономики не только подразумевает включение экологического фактора в общий анализ экономических показателей развития хозяйствующих субъектов, но и требует целенаправленного снижения негативного воздействия их функционирования на окружающую среду, минимизации экологических рисков [2, с. 1] [3, с. 4]. Данный процесс невозможен без создания соответствующей законодательной базы, способной эффективно регулировать деятельность экономических субъектов в границах российского правового поля. Кроме того, экологизация экономики невозможна без повышения интереса к вопросу экологической безопасности с помощью информационных, образовательных сред и действующих в их рамках технологий. Однако следует учитывать: на экономику как систему хозяйствования экологический аспект также оказывает воздействие, что говорит о двустороннем характере взаимовлияния экологической и экономической сфер. Принятая в сентябре 2015 года Генеральной Ассамблеей Резолюция утвердила итоги саммита Организации Объединенных Наций (ООН), закрепленные в документе «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Согласно последнему, в целях обеспечения устойчивого развития необходима рационализация производства и потребления (для российской документации более характерен термин «ответственное производство и потребление»), а технический, социальный и экономический прогресс должны осуществляться в гармонии с природой. [1, с. 2] Однако данный международный документ подчеркивает, что главная ответственность за собственное социальное и экономическое развитие принадлежит каждому конкретному государству. В связи с этим следует рассмотреть документы стратегического планирования, а также нормативные правовые акты Российской Федерации, призванные в рамках российского правого поля поддержать международные цели в области экологизации экономики и обеспечения ее устойчивого развития. Вместе с тем дефиниция термина «устойчивое развитие», несмотря на его почти полувековую историю, не имеет однозначных трактовок. Сложность перевода данного понятия, ставшего результатом научно-исследовательской деятельности зарубежных ученых и первоначально характерного для трудов в области биологии, создала предпосылки для искажения его значения в российской литературе. Наиболее обобщающим и, ввиду этого, менее противоречивым представляется подход академика Н. Н. Моисеева, определяющего устойчивое развитие как стратегию переходного периода к состоянию природы и общества, обеспечивающему их коэволюцию («эпоха ноосферы»). [4, с. 38] Однако важно отметить, что устойчивое развитие общества как интегрированной системы возможно только при использовании данного подхода во всех его подсистемах. Так, устойчивое развитие экономики невозможно без соответствующего онтогенеза социальной, политической, духовной сфер. Однако, возвращаясь к российской документации, устанавливающей ориентиры и ограничения для осуществления экономической деятельности субъектов хозяйствования в целях снижения ее деструктивного воздействия на окружающую среду и устранения его негативных последствий, следует выделить: - Указ Президента РФ № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 01.04.1996 года; - Распоряжение Президента РФ № 861-рп «О Климатической доктрине Российской Федерации» от 17 декабря 2009 года; - Указ Президента РФ № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» от 19 апреля 2017 года; - Указ Президента РФ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 года, которым был утвержден в том числе национальный проект «Экология»; - Указ Президента РФ № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.07.2020 года; - Постановление Правительства РФ № 1228 «О принятии Парижского соглашения» от 21 сентября 2019 года; - Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 04.05.1999 года; - Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 года. В рамках приоритетных задач и существующих рестрикций, обозначенных в документах из вышеприведенного перечня, действует множество законов и подзаконных актов. Однако нормативно-правовое регулирование и мониторинг выполнения национально-значимых стратегических показателей в области экологизации экономики и обеспечения ее устойчивого развития остается на сегодняшний день основным, но не единственным путем воздействия экологического аспекта на экономику страны. Ориентация организации на минимизацию негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду положительно влияет на ее репутацию. Данная тенденция наиболее характерна для экономически развитых стран, но также начинает проявляться и в российской экономике. В среду отечественного бизнес-сообщества активно внедряются принципы ESG (от англ. «environmental, social and governance issues» [5, с. 5]), которые выражаются в необходимости решения экономическим субъектом экологических, социальных проблем, а также вопросов корпоративного управления. От степени эффективности выполнения данных задач зависит инвестиционная привлекательность предприятия, так как капиталодержатели, как правило, следующие за экономическими трендами, все больше становятся заинтересованы в «экологической добросовестности» объекта вложений. Таким образом, все нарастающее взаимовлияние экологической ситуации и экономической деятельности субъектов хозяйствования требует определенного уровня развития соответствующих институтов, способных ускорить переход российской экономики к устойчивому развитию, обеспечив ее экологизацию. Размер штрафов, часто несравнимый с объемом прибыли или иных выгод от функционирования той или иной организации, и относительная «мягкость» иных санкционных мер, предусмотренных в случае нарушения законодательства в области экологии в нашей стране, свидетельствуют о несовершенстве нормативно-правового регулирования в рассматриваемой сфере. Учет ESG факторов активно применяется только в наиболее современных и зачастую, благодаря специфике своей деятельности, наименее опасных для экологической безопасности компаниях. Очень важно правильно оценивать экологические риски каждого предприятия и внедрять эффективные подходы по их снижению там, где они принесут максимальный положительный эффект. Кроме того, экологизация экономики невозможна без соответствующей образовательной подготовки будущих экономистов в области экологии. Экологическое образование должно стать неотъемлемой частью обучения студентов направления «Экономика». Академик Н. Н. Моисеев отмечал: «Стратегия образования должна быть не просто введение в его содержание отдельного предмета “Экология”, а экологизация всех учебных дисциплин, поскольку экологические проблемы носят глобальный, междисциплинарный характер» [4, с. 1]. Решив существующие вопросы создания оптимальных условий в целях экологизации экономики и ее устойчивого развития, Россия сможет повысить свою экологическую безопасность, инвестиционную привлекательность и социальную ориентированность.