Глава книги

Проблема использования тестов при обучении биологии

М. В. Лебенкова
2023

Проверка образовательных достижений является важной частью обучения биологии. Она направлена на формирование и развитие личности обучающегося в процессе использования разнообразных видов учебной деятельности. При обучении биологии вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь использовать полученные результаты в практической деятельности. Систематический анализ дает возможность выработать у учащихся серьезное отношение к учебе, позволяет оценить уровень знаний у учащегося. В образовательном процессе по биологии часто применяются устный и письменный контроль, практические задания. Фронтальный устный опрос занимает много времени и не дает возможность сравнивать ответы учащихся на одни и те же вопросы. Письменный контроль позволяет объективно оценить знания учащегося, но много времени занимает проверка. Выполнение практических заданий не всегда можно организовать из-за недостатка раздаточных материалов. Далеко не во всех кабинетах есть готовые микропрепараты. Поэтому все чаще учителя для контроля учебных достижений используют викторины, кроссворды, тексты с ошибками, ребусы, головоломки, тесты. Для эффективного использования тестов нами были изучены теоретические основы их функционирования и составления и проанализирован опыт их применения. Тест состоит из тестовых заданий. Они являются структурными элементами теста [1]. Тестовое задание должно быть сформулировано в форме утверждения, которое обращается в истинное или ложное высказывание в результате подстановки правильного или неверного ответа. Тестовые задания делят на открытые и закрытые. К открытым относятся, например, задания дополнения и задания изложения. Отличительной особенностью открытых заданий является то, что для их выполнения учащемуся необходимо записать одно или несколько слов. К заданиям закрытого типа относятся: задания с выбором альтернативных ответов, задания множественного выбора, задания восстановления последовательностей, задания установления соответствия. Задания этого типа могут иметь различные варианты ответов на один поставленный вопрос [2]. Считаем, что использование тестов позволяет учителю получать объективную информацию об уровне усвоения знаний учащимися. Рассмотрим преимущества тестовых заданий. Важным преимуществом является высокая скорость выполнения и универсальность, поскольку с помощью теста можно за короткое время проверить знания большого объема материала. Тестовая форма контроля позволяет исключить субъективное или предвзятое мнение учителя, личное отношение, плохое самочувствие, а разработанная шкала оценивания и четкие критерии ответов и оценок дают точный результат и позволяют сделать результат тестирования прозрачным для всех участников учебного процесса. Автоматизация позволяет проверять тесты машинным способом. Понятность и ожидаемость тестового контроля состоит в том, что учащийся может предугадать результат и подготовится заранее. Это делает контроль менее нервным процессом, чем устный экзамен. Важно, что учащийся может подсчитать возможное количество баллов и свой результат заранее, а также выполнять те задания, которые принесут ему максимальное количество баллов [3]. Перечислим недостатки тестовых заданий. Разработка качественного тестового инструментария является длительным, трудоемким и дорогостоящим процессом. Получаемые по итогам тестирования результаты хотя и содержат информацию о пробелах в знаниях, но не позволяют судить о причинах этих пробелов. Тест не позволяет проверять и оценивать продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством. Широта охвата тем в тестировании имеет и обратную сторону. Обеспечение объективности и справедливости теста требует принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. При повторном применении теста желательно внесение в задания изменений. В тестировании присутствует элемент случайности. Это искажает результаты и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе. Наиболее широко в современном биологическом образовании применяются компьютерные тесты. Основными преимуществами компьютерных тестовых систем являются их оперативность, объективность, возможность охватить большую аудиторию, автоматизация обработки результатов, возможность самоконтроля учащихся. Наряду с достоинствами у компьютерных тестов есть и недостатки: повышается вероятность случайного выбора ответа, понижается внимание на оформление решения, теряется логика рассуждения, теряется информация о процессе выполнения отдельных заданий учащимися [5].

Лебенкова М. В. Проблема использования тестов при обучении биологии. 2023;:243-246.
Цитирование

Список литературы