Глава книги
Роль биологического рисунка в решении сложных задач ЕГЭ
Учитель биологии должен уметь с помощью простых рисунков, выполняемых на классной доске, помогать учащимся понять сущность изучаемых природных процессов, объектов, явлений. Биологический рисунок - наглядное изобразительное средство обучения. Это схема-иллюстрация - упрощенное условное изображение, содержащее объяснительно-наглядную информацию [2]. Его создает учитель на классной доске параллельно объяснению. Реже всего учитель воспроизводит заранее подготовленные рисунки на экране. Р. А. Заездный считает, что эти рисунки необходимы, когда для усвоения понятий требуется определенное графическое изображение. Рисунок, выполняемый на доске учителем и зарисованный в тетрадь учащимися, облегчает понимание и запоминание нового материала урока [1]. Рисунок учителя позволяет ему последовательнее и полнее изложить материал, а учащимся легче следить за мыслью учителя, сосредоточивая свое внимание на восприятие только той детали, о которой говорит учитель. Это позволяет повысить степень восприятия и усвоения биологического материала учащимися, организует их работу. Биологический рисунок - это наглядное отображение таксономического, а также морфологического описания. Он дает возможность систематизировать и охарактеризовать ключевые особенности объекта. Его можно использовать как при изучении новых материалов, так и при проверке успеваемости учащихся по предмету. Биологический рисунок позволяет отразить на одном изображении все элементы строения организма, что не позволяют сделать фотографии, в которых все элементы объекта не попадают в одну плоскость. Главную роль играет рисунок, который выполняется учителем самостоятельно и создается поэтапно. Он может быть выполнен как на доске мелом, так и на интерактивной доске. Такой подход позволяет отразить всю сущность внешней среды объектов, а также способствует обобщению знаний о его внутреннем и внешнем строении. На рисунке изображается сердце, которое нарисовано поэтапно с нумерацией его частей. В дальнейшем учитель будет подробно объяснять учащимся его строение, что способствует у них усвоению полученных знаний. Помимо этого, рисунок, который не завершен, постепенно появляясь на доске, позволяет школьникам анализировать и сравнивать изучаемые объекты и развивать логическое мышление. Наибольший обучающий эффект достигается, когда объяснение и построение соответствующих частей рисунка учителем полностью синхронизированы, т. е. когда педагог воспроизводит на доске то, о чем он говорит вместе с объяснением материала. Ученик слышит объяснения учителя и следит за движением его руки, видит на доске рисунок, объясняющий слова педагога, воспроизводит его у себя в тетради, тем самым копируя рисунок. Изображение постепенно появляется на доске, что способствует более яркому выделению специфики изучаемого объекта, повышает обучающую ценность иллюстрации, служит обобщенным выражением визуального образа объекта, запечатленного на изображении и в сознании учеников [4]. Таким образом, использование биологического рисунка в учебном процессе - один из признанных методических приемов обучения биологии, который играет важную роль в работе учителя и способствует развитию у учащихся логического мышления, познавательного интереса к изучению биологии, активизации познавательных способностей, а также более высокому проценту решения сложных задач в ЕГЭ по биологии. Перед учителем стоит задача повышения уверенности учащихся в своих знаниях и умениях при решении 23 задания ЕГЭ, в котором содержится рисунок. Данный методический прием является наиболее успешным в этом вопросе. Биологический рисунок способствует развитию мышления и внимания, так как ученикам необходимо следить за тем, что изображает педагог на доске, а затем отобразить это у себя в тетрадях. При этом учащимся нужно стараться не упустить ни одной детали, так как от правильности рисунка зависит в целом его восприятие и систематизация полученных знаний. Это же можно сказать и про учителей. Педагогу необходимо уметь правильно и грамотно отразить объект, так как от того, насколько четко и правильно он его зарисует, зависит уровень восприятия его учеником. Это также способствует лучшему усвоению материала при подготовке к экзамену по биологии, поскольку иллюстрация объекта и выполнение подписей способствуют прочному усвоению знаний о структуре объекта. Систематическое и целенаправленное использование биологического рисунка позволяет использовать его на разных этапах обучения при работе со студентами разного уровня подготовки и обучения их биологии, что позволит достигать более высоких результатов обучения.