Глава книги
Отношение учителей к реализации полового воспитания школьников при обучении биологии
Проблема полового воспитания стоит остро в отечественном образовании. По статистике Всемирной организации здравоохранения подростковая беременность встречается у 21 миллиона девушек в возрасте от 15 до 19 лет и 700 тысяч - до 15 лет. Это указывает на возможную безграмотность среди подростков в вопросах полового воспитания. Помимо проблемы ранней беременности появляется проблема распространения инфекций, передаваемых половым путем (ИППП) среди подростков, что подтверждает необходимость осуществления полового воспитания в школе. Одним из принципов полового воспитания является ее реализация с раннего детства [1]. Данный принцип хорошо реализуется на примере голландской системы полового воспитания. Ее принципы являются также моделью для других стран. Данный подход определяет низкий процент ранней подростковой беременности. В подростковом возрасте идут активно процессы психосексуального развития, полового и социального созревания [2]. Поэтому именно в этом возрастном периоде необходимо проводить половое воспитание. К сожалению, не все родители готовы говорить открыто на данную тему и нередко она замалчивается, а у врачей не всегда есть время для проведения соответствующей работы с подростками. Также в осуществлении полового воспитания участвуют учителя. Особенно данный вопрос касается учителей биологии, так как в содержание школьной биологии входят аспекты полового воспитания: анатомо-физиологические особенности половой системы, размножение, эмбриональное развитие человека, вирусы, являющиеся основной причиной ИППП, и т. д. В статье рассматривается отношение учителей к осуществлению полового воспитания при обучении биологии. Было проведено анкетирование учителей биологии, имеющих разный опыт работы в сфере образования. Среди опрошенных 60 % выразили свое положительное отношение к осуществлению полового воспитания при обучении биологии и только 10 % респондентов указали на негативное отношение. Учителя обосновали свое положительное отношение необходимостью просвещения подростков в данной области для своевременной, осознанной и безопасной половой жизни в дальнейшем. Также 60 % опрошенных ознакомлены со «Стандартом сексуального образования в Европе», где отражены основные принципы и подходы к половому воспитанию в том числе. Остальная часть респондентов либо не знакомы со стандартом (10 %), либо слышали про него, но также не знакомы (30 %). При осуществлении полового воспитания необходимо понимать стадии психосексуального развития человека, и знанием о них владеют 50 % респондентов, а 40 % лишь частично знакомы. Большинство респондентов считают процессы психосексуального развития важными при формировании личности. При опросе про аспекты полового воспитания большинство опрошенных отметили, что при обучении биологии могут быть реализованы следующие вопросы: - получение информации о болезнях, передающихся половым путем, и способов их профилактики; - формирование навыков личной гигиены; - формирование понимания анатомо-физиологических особенностей юношей и девушек; - раскрытие вопросов полового созревания. Данные аспекты полового воспитания отражены в содержании школьной биологии, поэтому такой выбор большинства опрошенных учителей вполне объясним. Наиболее эффективными формами обучения респонденты выбрали урок и внеурочную деятельность. По мнение опрошенных учителей, большим потенциалом для реализации полового воспитания обладают разделы «Человек и его здоровье» и «Общая биология», что связанно с наличием в их содержании материала по половой системе человека, его развитию, заболеваниям, передающимся половым путем, а также темы о генетических заболеваниях, что заставляет задумываться об ответственном отношении к планированию семьи. При оценке потенциала внеурочной и внеклассной работы респонденты отметили внеурочную работу эффективней, чем внеклассную. Это связанно с обязательным выполнением заданий внеурочной деятельности обучающихся, в отличие от внеклассной работы. Результаты анкетирования показывают, что учителя биологии в целом положительно относятся к осуществлению полового воспитания при обучении биологии. При этом наиболее эффективными формами реализации полового воспитания являются уроки по разделам «Человек и его здоровье» и «Общая биология», а также внеурочная деятельность учащихся. Однако многие аспекты полового воспитания, которые не освещаются в разделах выше, тоже требует внимания при осуществлении полового воспитания.