Глава книги
Использование современных информационно-коммуникационных технологий в эколого-биологическом образовании обучающихся Калмыцкого университета
В Калмыцком государственном университете имени Б. Б. Городовикова (КалмГУ) должное внимание уделяется совершенствованию образовательного процесса. Взаимоотношения между педагогами и обучающимися строятся на демократической основе, с элементами делового сотрудничества. Особенно это проявляется на семинарских и практических занятиях, когда между студентами и педагогом в процессе обучения развертывается диалог, в ходе которого обучающиеся осознают свою значимость, ощущают принятие их способа мышления, способа видения мира и т. д. Деятельностный подход - главнейший принцип совершенствования и эффективной организации образовательного процесса в вузе обеспечивается через усиление в образовании студентов разных видов деятельности: учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой. Итогом является актуализация направленности содержания образования на формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Самые разнообразные формы и методы организации образовательной деятельности, предоставляемые профессорско-преподавательским коллективом, позволяет увеличить мотивацию обучения, максимально реализовать потенциал способностей и возможностей обучающихся. По мнению М. А. Ивановой и Н. А. Титковой, «важным элементом педагогической деятельности в профессиональном образовательном учреждении является “научить студента учиться”, что является необходимым для самостоятельной внеаудиторной работы. Эта работа должна способствовать: расширению, закреплению и углублению знаний, полученных в аудитории; активному приобретению новых знаний; развитию творческого подхода к решению поставленных проблем; проявлению индивидуальности студента. Бесспорен тот факт, что новое качество образования не может быть достигнуто на основе использования устаревших методов решения педагогических проблем. Требуются другие, инновационные подходы. Это объясняется новыми условиями жизни. С ускорением технологического прогресса в современном обществе происходит активное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах общества. Это всевозможные средства и методы, пригодные для создания, обработки, хранения, передачи и распространения самой разной информации. В частности, к этому относятся сайты в сети Интернет, сервисы и приложения для смартфонов и компьютеров и др. Ввиду своих качеств, прежде всего доступности, открытости, содержательности и т. д., происходит достаточно сильное влияние и внедрение ИКТ в сферу образования. Поэтому в настоящее время информационные технологии и Интернет-ресурсы занимают важное место в профессиональной деятельности педагогов высшей школы. Повышению качества и эффективности образовательного процесса в вузе способствует использование современных информационно-коммуникационных технологий как в процессе обучения, так и в текущем и рубежном контроле знаний. Как отмечают Г. Э. Настинова и К. И. Настинова, в КалмГУ ведется системная работа по созданию качественного образовательного контента. На портале открытой образовательной сети www.kalmsu.ru с 2007 года доступны аккумулирующие предметную информацию ресурсы, посвященные вузовским дисциплинам, рекомендуемые к использованию в рамках изучения предметов [3]. Для овладения современными ИКТ обучающиеся прежде всего изучают информатику - дисциплину, освоение которой неразрывно связано с применением компьютера и других средств ИКТ. Данный инструментарий играет тройственную роль: средства обучения, объекта изучения и инструмента познания, позволяющего воздействовать на информационные объекты. Последнее обстоятельство и дает возможность осваивать теоретические понятия и положения в процессе практической работы над информационными объектами и системами, включать студента в экспериментальную деятельность, в ходе которой оптимально сочетается самостоятельность и педагогическое руководство. Преподаватели информатики применяют в процессе обучения разнообразные компьютерные технологии обучения, в числе которых: мультимедиа-технологии, обучающие и контролирующие программно-педагогические средства, всемирная компьютерная сеть, системы управления контентом и др. Информационные технологии способны существенно повысить эффективность обучения. При этом важно иметь в виду, что использование подобных информационных технологий в процессе обучения должно быть корректным и уместным. На сегодняшний день существуют разнообразные компьютерные технологии, применяемые в образовании. Одной и важных характеристик таких систем является их «открытость». С их помощью можно создать web-проекты, а с помощью специальных модулей - в дальнейшем и расширять их. В целях совершенствования работы по приобретению навыков и компетенций в области здоровьесбережения студентами биологического профиля - будущими учителями биологии в общеобразовательной школе Калмыцкий госуниверситет уже на протяжении десяти лет развивает сайт Vita.kalmsu.ru. Это научно-образовательный проект, направленный на использование студентами КалмГУ (направлений «Биология» и «Фармация») при освоении важной фундаментальной дисциплины «Биологическая химия», руководителем которого является доктор географических наук, профессор Галина Эрднеевна Настинова. Контент может быть интересен всем студентам, преподавателям, сотрудникам администрации ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова», заинтересованным в овладении навыками и компетенциями здорового образа жизни и рационального питания. Основная цель ресурса: благодаря персонализированному использованию контента (с помощью приватного аккаунта с рекомендациями на основании наблюдаемых и измеряемых индивидуальных параметров) предоставить широкому кругу студентов возможность комплексной оценки и мониторинга своего психофизиологического состояния и физического здоровья, ознакомления с результатами, получения действенных рекомендаций по улучшению качества жизни, наблюдения и контроля динамики изменений. Результаты регулярной оценки некоторых параметров студентов обсуждаются на отдельных занятиях со студентами бакалавриата, профиль «Биоэкология», и магистратуры, профиль «Биологическое образование», и во внеучебное время. Всем студентам и заинтересованным лицам предлагаются доступные методики оценки биометрических показателей физического здоровья, сбалансированности и калорийности питания. На основании соответствующих методов расчета каждый индивидуум может самостоятельно оценить свой уровень физического здоровья, рацион питания, его калорийность и сбалансированность по основным питательным веществам (белкам, жирам и углеводам). С помощью индивидуально ориентированной оценки физических и психофизиологических данных студентов, сотрудников университета, а также заинтересованных граждан каждому пользователю предоставляется возможность комбинированной оценки состояния своего здоровья, контроля основных показателей и получения рекомендаций по исправлению и профилактике имеющихся проблем. Эти данные, в свою очередь, пригодны для использования в обсуждениях с обучающимися на лабораторных занятиях или практикумах. Ежегодно, начиная с 2007 года, контентом пользуются не менее 100 студентов из российских регионов, а также ближнего и дальнего зарубежья. Полученные данные были обработаны сервисами КалмГУ и Интернет-сервисами, при этом были выявлены определенные различия и закономерности, помимо проблем, по которым предложены пути решения. Выводы работы будут учтены в планировании образовательной и воспитательной работы в КалмГУ. В дальнейшем планируется создание группы в соцсети «ВКонтакте», где будет возможность добавлять фото, информационные видео, ссылки на дополнительные приложения и ресурсы. Связь со студентами будет осуществляться в самой соцсети и через почту. Результаты, отзывы, вопросы можно будет выставлять в виде записей с комментариями администратора/модератора через «Получить рекомендации». Также в плане развития контента предполагается проведение двух онлайн-курсов по повышению квалификации для учителей в партнерстве с Министерством образования и науки Республики Калмыкия.