Глава книги
Интерактивные технологии изучения экологии человека в условиях смешанного очного и дистанционного обучения в вузе
Известно, что интерактивное обучение основано на активной жизненной позиции обучающихся, представляет собой процесс погружения студентов в сферу общения на уровне обратной связи в системе «преподаватель - студент и студент - студент» и позволяет решить одновременно три основные задачи в организации учебной деятельности: познавательную, коммуникативно-развивающую и социально-ориентационную [4]. Интерактивные технологии успешно используются при изучении экологии человека в вузе. Так, на кафедре анатомии и физиологии человека и животных РГПУ им. А. И. Герцена накоплен большой опыт включения в образовательный процесс таких технологий, как «мозговой штурм», «круглый стол», кейс - метод, деловая игра, дискуссии по вопросам о качестве жизни современных студентов, о возможности эффективно потратить в России миллиард рублей. Показано стимулирующее влияние применения данных технологий на развитие критического мышления, творческого потенциала студентов, их целеустремленности, самостоятельности и коммуникабельности. События последнего времени, связанные c пандемией коронавируса, серьезно повлияли на систему высшего образования, которая вынуждена была существенно трансформироваться для адекватного реагирования на сложившуюся ситуацию. На первый план вышли дистанционные образовательные технологии, реализующие принципы открытого образования. В многочисленных научных публикациях [1, 2, 3, 5] анализируются первые итоги дистанционного обучения, отмечаются их преимущества и недостатки. Оцениваются такие компоненты обучения, как взаимодействие в реальном времени, количество студентов, стоимость разработки учебного материала, обратная связь преподавателя и студента, использование интерактивных технологий, навыки работы с компьютером и в Интернете, доступность их использования студентами. Сделан вывод об очевидном преимуществе использования электронной образовательной платформы “Moodle” и вебинаров, как наиболее адекватных технологий онлайн-образования. К негативным последствиям дистанционного образования в условиях пандемии относят выраженное социальное неравенство студентов, социально-психологическую их изоляцию, невозможность реализовать свои образовательные планы в полном объеме, сложности освоения прикладных специальностей. Специалистами выделяются первоочередные задачи, стоящие перед российскими образовательными учреждениями: повышение цифровой грамотности профессорско-преподавательского состава вузов, развитие самоорганизации обучающихся, совершенствование технической оснащенности вузов разнообразными техническими средствами для возможности реализации онлайн-образования. Отмечается, что сложившийся с 2013 года механизм финансового обеспечения реализации государственного задания по образованию и науке в новых условиях становится неэффективным, и предлагаются варианты его совершенствования. Обсуждается возможность организации виртуальной академической мобильности студентов и преподавателей, широкое сетевое взаимодействие университетов. Все это требует нового подхода к построению и реализации образовательного процесса, его бюджетному и внебюджетному финансированию. В целом, вызовы пандемии коснулись экономических, технических, социальных и методических аспектов обучения. Перечисленные выше обстоятельства привели к необходимости внесения существенных правок как организационного (переход на дистанционное обучение), так и содержательного характера в преподавание учебной дисциплины экология человека студентам факультета биологии РГПУ им. А. И. Герцена. Известно, что экология человека относится к числу междисциплинарных научных направлений, изучающих взаимодействие человека (населения) с факторами среды обитания. Традиционно основное внимание уделяется анализу воздействия многообразных антропогенных нагрузок на состояние индивидуального и общественного здоровья. События последнего времени показали, что серьезную опасность для всего человечества продолжают представлять и агенты биологического происхождения, к числу которых относят возбудителя коронавирусной инфекции. Возникновение пандемии убедительно свидетельствует о смертельной угрозе, которую представляет коронавирус для здоровья и жизни человечества. Ситуация осложняется также способностью вируса к быстрой мутации, что отрицательно сказывается на результатах профилактического вакцинирования населения. Опыт дистанционного преподавания экологии человека показал, что для сохранения эффективности образовательного процесса необходимо было существенно изменить содержательное наполнение электронной образовательной платформы “Moodle”, по сравнению с ее вариантом для очного обучения. Соответственно, в каждую тему были добавлены учебные материалы, ориентированные на усвоение базовых положений курса теоретического характера и выработку умений определенной практической деятельности. К их числу следует отнести развернутые тексты лекций и лекционных презентаций, подборку публикаций научных статей, методические рекомендации для выполнения лабораторных работ. В условиях дистанционного обучения применение интерактивных технологий оказалось существенно ограничено временем контакта на занятиях, хотя схема взаимодействия осталась прежней (студент - преподаватель - студент) с использованием электронных средств связи. Вместе с тем появилась необходимость более строгого контроля за посещением студентами занятий и их систематическим участием в обсуждении лекционного материала и результатов лабораторных работ. Кроме того, были разработаны новые приемы виртуального интерактивного взаимодействия студентов при проведении семинаров, которые проводились в режиме видеоконференций с представлением студенческих презентаций. Отличительной особенностью таких видеоконференций является обязательное выступление каждого студента на каждом занятии с последующим обсуждением содержания доклада в группе. Таким образом решаются сразу несколько задач образовательного процесса, в том числе: обеспечивается регулярная подготовка всех студентов по заданной теме, появляется оперативная возможность оценки качества выполненного задания каждым студентом и, наконец, становится возможным интерактивное взаимодействие студентов между собой и с преподавателем в рамках проводимого семинара в форме дискуссии или беседы. Проведенные в таком режиме занятия по экологии человека показали высокую их эффективность и в плане подготовки, и в контексте проверки посещаемости занятий. Вместе с тем нельзя не отметить случаи сбоя предлагаемой схемы проведения занятий, которые имеют технический характер. Многие студенты эпизодически ссылаются на неполадки в работе Интернета, неработающий микрофон, поэтому представляют свои доклады только в электронном виде. Следует также отметить, что использование интерактивного взаимодействия со студентами на занятиях в виртуальной среде накладывает определенные ограничения на их численность. Так, если учебная деятельность проводится в рамках лабораторных занятий в подгруппе, то у преподавателя есть реальная возможность привлечь к активному взаимодействию всех студентов. Если же учебный план предусматривает практические занятия с целой группой численностью до 20 человек и более, то эффективность интерактивного общения резко снижается. Кроме организационных моментов, определенные изменения были внесены в содержательную часть учебных материалов. Они касались прежде всего обсуждения новой экологической проблемы - сохранения здоровья населения в условиях коронавирусной пандемии, приемов защиты и профилактики возможного заболевания. Для студентов направления «Общая биология» было разработано новое семинарское занятие «Коронавирусная пандемия как актуальная экологическая проблема». Студенты очень ответственно и заинтересовано отнеслись к разработке содержания семинара, подготовили презентации, выступили с докладами, в последующей дискуссии совместно обсуждали механизмы цитокинового шторма и роль иммунной системы в этом процессе. В настоящее время ситуация с заболеваемостью коронавирусной инфекцией продолжает оставаться нестабильной. Медики фиксируют уже четвертую волну повышения числа заболевших осенью 2021 года, что косвенно отражается на характере обучения в вузе. На текущий момент большинство вузов работает в смешанном очно-дистанционном режиме, следствием которого является внесение дополнительных изменений в организацию образовательного процесса. Для экологии человека эти изменения зафиксированы на электронной образовательной платформе “Moodle”, где представлены сразу два возможных варианта обучения - в очном и дистанционном формате. В последнем случае для реализации текущего контроля посещаемости виртуальных лекций студенты должны отчитаться перед преподавателем собственным проверочным тестом по каждой лекции, презентацию которой они организованно получают от старосты группы. Большое внимание уделяется заданиям самостоятельной работы студентов, они оформляются в виде портфолио, размещаются на платформе «Moodle» и представляют собой итоговый отчетный документ по дисциплине.