Глава книги
Проблема оценивания вовлеченности преподавателей и обучающихся в использование ресурсов дистанционного обучения в вузе
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» допускается реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [6]. Кроме того, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО) возникла необходимость создания электронной информационно-образовательной среды организации (ЭИОС). Дистанционное обучение как информационная технология стало неотъемлемой частью образовательного процесса в высших учебных заведениях в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией ради безопасности обучающихся [1]. До ситуации с пандемией оно применялось в основном как инновационная работа с обучающимися очной и заочной форм обучения. Существуют общие требования [1, 6], соответствие которым определяет эффективность созданных систем дистанционного обучения в высших учебных заведениях РФ. Различные подходы к понятию эффективности обучения и оцениванию степени вовлеченности субъектов образовательного процесса при аудиторной работе в единую систему уже были нами рассмотрены ранее [2, 3, 4, 5]. Однако менеджменту вузов интересен и вопрос оценивания эффективности использования системы дистанционного обучения (СДО) преподавателями. Подобное оценивание проводится вузами с учетом специфики программного обеспечения СДО. В этом плане достаточный интерес представляет опыт применения модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среды - Moodle в качестве программного обеспечения ЭИОС ФГБОУ ВО РГПУ им. А. И. Герцена и ФГБОУ ВО ПГУПС Императора Александра I. В качестве базового показателя эффективности использования ЭИОС преподавателями применяется количество входов в систему, например количество входов преподавателей в ЭИОС ПГУПС за период с 01.09.2021 г. по 06.11.2021 г.: Автоматизация и интеллектуальные технологии 2 420 Промышленное и гражданское строительство 1 489 Транспортные и энергетические системы 1 901 Транспортное строительство 2 352 Управление перевозками и логистика 1 835 Экономика и менеджмент 4 155 ИТОГО: 13 845 Таким образом, по этому абсолютному показателю можно оценить степень вовлеченности преподавателей факультетов ФГБОУ ВО ПГУПС в использовании ЭИО: чуть более 46 % приходятся на факультеты «Экономика и менеджмент» и «Автоматизация и интеллектуальные технологии». Подобного рода показатели интересны либо в динамике по вузу, или в сравнении с другим учебным заведением. Однако, недостатком показателя количество входов в ЭИОС является то, что он: - не учитывает количество преподавателей на факультете и кафедрах; - количество дисциплин, закрепленных за преподавателем кафедры; - неравномерность распределения нагрузки по семестрам. Частично эти недостатки можно компенсировать, введя показатель - среднее количество входов с ЭИОС на одного преподавателя: Автоматизация и интеллектуальные технологии 22,20 Промышленное и гражданское строительство 23,26 Транспортные и энергетические системы 22,36 Транспортное строительство 28,00 Управление перевозками и логистика 24,47 Экономика и менеджмент 36,30 ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ: 26,47 По этому показателю лидируют факультеты Экономика и менеджмент и Транспортное строительство (36,30 и 28,00 выходов на 1 преподавателя). Также рассчитывается обобщающий средний показатель по вузу - 26,47 выходов на 1 преподавателя. Аналогичную оценку можно выполнять в рамах отдельного факультета. На уроне отдельных кафедр можно по этому показателю проанализировать эффективность использования ЭИОС вуза преподавателем. Любой преподаватель по дисциплине может применить аналогичные показатели для оценки использования разработанных им ресурсов ЭИОС. Например, РГПУ им. А.И. Герцена по дисциплине «Микробиология» (модуль «Науки о биологическом многообразии». 06.03.01 «Биология» - «Общая биология» (бакалавриат)) общее обращение обучающихся к ресурсам курса за период с 01.01.2021 по 06.11.2021 составило: Группа 5 218 Группа 6 163 Группа 7 208 ИТОГО: 589 Таким образом, по этому абсолютному показателю можно оценить степень вовлеченности обучающихся группы в учебный процесс с использованием ресурсов СДО по дисциплине: Группа 5 37,01 % Группа 6 27,67 % Группа 7 35,31 % Однако недостатком показателя количества входов в ЭИОС является то, что он не учитывает количество обучающихся в группе. Поэтому, по нашему мнению, можно применить показатель - среднее количество входов с ЭИОС на одного обучающегося: Группа 5 43,6 Группа 6 18,1 Группа 7 17,3 ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ: 22,7 По этому показателю видно, что по 5-й группе наблюдается аномально высокое среднее количество обращений обучающихся, это было связано с тем, что обучающийся З**** А**** обратился к ресурсам дисциплины 136 раз. Если исключить это аномальное значение, то рассмотренные показатели изменяться следующим образом: 1. Общее количество обращений: 1.1. Группа 5 82 (18,10 %) 1.2. Группа 6 163 (35,98 %) 1..3 Группа 7 208 (45,92 %) ИТОГО по количеству обращений: 453 (100 %) 2. Среднее количество входов с ЭИОС на одного обучающегося: 2.1. Группа 5 20,5 2.2. Группа 6 18,1 2.3. Группа 7 17,3 ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ; 18,2 В этой связи для дальнейшей оценки эффективности вовлеченности преподавателей и обучающихся в использование ресурсов дистанционного обучения следует рассматривать только в совокупности с результатами промежуточной аттестации по соответствующей дисциплине.