Глава книги
Организация воспитательной работы со студентами в период полевых практик
Спектр воспитательных задач, стоящих перед высшим профессиональным образованием будущих педагогов весьма широк и многообразен. А в процессе профессиональной подготовки учителей биологии особенно важную роль играют полевые практики. Как содержание, так и формы организации воспитательной деятельности, которую можно организовывать со студентами на полевой практике, обладают очень богатым потенциалом. Ресурсная база, которую предоставляют полевые учебные практики, обширна, но особое место в этом смысле занимают дальние учебные практики. Показательным примером является комплексная практика студентов-педагогов в Крыму, которую организует факультет биологии РГПУ им. А. И. Герцена. Учебная практика в Крыму, в первую очередь, направлена на закрепление знаний и развитие умений профессиональной направленности у студентов в новых условиях, на непривычном полевом материале, позволяя выйти за границы привычного содержания учебных практик на базах Ленинградской области, познакомиться с новыми природными объектами и методами их исследований. Но необходимо отметить, что дальние практики, помимо формирования основных профессиональных компетенций будущих педагогов, в значительной мере способствуют и реализации воспитательных задач: расширению кругозора студентов, знакомству с природным и культурным богатством России, погружают всех участников в новые условия совместной учебы, работы, общения и жизни в целом. Во-первых, в рамках собственно учебной программы имеет смысл организовать экскурсии и экспедиции к природным и историческим объектам, представляющим интерес в познавательном естественно-научном и краеведческом смысле. Например, в рамках программы учебной практики студенты-биологи посещают объекты, которые находятся в пешей и транспортной доступности относительно базы проживания: Никитский ботанический сад, Севастопольский аквариум, Парк диких животных «Тайган». Представляют интерес однодневные экспедиции к биологическим и геологическим объектам - памятникам природы и истории Крыма: на мыс Фиолент, в Форосский заказник, на гору Ай-Петри, по фрагментам маршрута Большой Севастопольской тропы, а также в пещерные города Мангуп-Кале и Чуфут-Кале, в Херсонес Таврический и т. п. Особой ценностью в плане патриотического воспитания обладают экскурсии к таким объектам, как в Военно-исторический музей фортификационных сооружений в Балаклаве, выставочных комплексов диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года» и панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.», музей «Подземный Севастополь». Посещение региональных исторических и культурных объектов родной страны имеет важнейшее значение в плане развития культурной и духовной сфер жизни молодых людей, которым в ближайшее время предстоит стать школьными учителями. Подготовка и проведение самостоятельных экскурсий студентами по историческим и природным объектам обеспечивает более глубокое понимание и осознание ценности экскурсионных объектов и формирование чувства гордости за страну. У студентов формируется представление о природном богатстве Крыма, о важнейших событиях и личностях, вершивших славную и легендарную историю России. Не менее ценным является природа и климат Крыма в качестве ресурса для организации спортивно-оздоровительных мероприятий в период летней учебной практики. Ежедневная утренняя зарядка на берегу моря способствует не только укреплению здоровья, но и дисциплинирует студентов. Проведение соревнований по настольному теннису, бадминтону, волейболу мотивирует молодых людей заниматься спортом в свободное от занятий время. Еще один важный аспект организации воспитательной деятельности - это вовлечение студентов в волонтерскую работу. В частности, ежегодно в период прохождения практики в Севастополе студенты факультета биологии организуют экологическую акцию «ЧБЧ» (Чистый берег Черноморья): приводят в порядок участок береговой линии, принадлежащий турбазе «Горизонт», освобождая ее от антропогенного и природного мусора. Кроме того, ежедневно одна из бригад (дежурная) выпускает «Боевой листок», подводя итог и в творческой форме представляя события и достижения дня. Творческие внеучебные мероприятия, организуемые бригадами студентов друг для друга, носят не только развлекательный, но и психолого-педагогический характер («свечки», тренинги, ролевые игры и т. п.) Таким образом, возможности реализации воспитательной работы со студентами разных направлений на дальних полевых практиках, и в Крыму в частности, довольно разнообразны, так как студенты оказываются в новых для себя социальных и природно-исторических условиях организации процесса обучения и бытовой жизни. Дальние полевые практики предоставляют возможности для организации воспитательных мероприятий патриотического, экологического, краеведческого, здоровьесберегающего, трудового, эстетического содержания.