Глава книги
К проблеме повышения квалификации учителей биологии
Завершается переход школы к работе по стандартам нового поколения. Основной составляющей профессиональной деятельности учителя становится проектирование образовательной среды развития личности учащихся. Вместе с тем у большинства учителей биологии сложилась практика преподавания предмета в контексте когнитивной парадигмы. В сложившейся ситуации необходима корректировки субъектного опыта педагога. Важную роль в решении этой практической задачи играет институт повышения квалификации учителей. Имеется в виду не только учреждения в системе дополнительного профессионального образования, а профессиональное сообщество педагогов, обладающих опытом проектирования и реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Главным компонентом профессиональной деятельности является деятельностный (проектировочные, практические, технологические действия). Он определяет и два других компонента: фундаментальный (фундаментальные знания) и прикладной (знания о действиях). Совершенствованию последних двух компонентов уделено много внимания при реализации федеральной программы модернизации образования в контексте гуманистической парадигмы: ознакомление учителей с нормативно-правовыми, теоретико-методологическими основами реализации ФГОС, технологиями достижения образовательных результатов. Появилось много новых форм повышения квалификации. Но для эффективного освоения деятельностного компонента профессиональной деятельности учителя недостает одного звена, а именно методистов учреждений повышения квалификации регионального уровня. Например, в Брянской области оптимизация привела к разрушению института методистов как профессионального сообщества, ему на смену пришел менеджмент. В связи с сокращением штатов методисты «отвечают» за повышение квалификации по нескольким предметам. Они не только не имеют базового образования по всем этим предметам, но и не могут выполнять собственно методическую работу, времени хватает лишь на организацию курсов. О грамотном обобщении передового опыта учителей уже говорить не приходится. А ведь основное назначение методики состоит, с одной стороны, в переводе теоретических положений в способы практических действий учителя и, с другой стороны, в теоретическом обобщении практической деятельности учителя. Отрицательно влияет на ситуацию с биологическим образованием и то, что при создании директивных документов официальными учреждениями не всегда учитываются результаты научных исследований. Так, в связи с переходом в 2020-2021 учебном году обучающихся 10-х классов на обучение по ФГОС СОО департаментом образования и науки Брянской области составлены примерные варианты учебных планов. При реализации ряда вариантов учебных планов создается ситуация, при которой в старших классах не преподается предмет «Биология». Изучение биологии завершится разделом «Человек», а «Общая биология» остается не усвоенной выпускниками средней школы. Особенно этот раздел важен для тех, кто не будет изучать биологию по завершении школьного образования. Знание современной биологии является основой для формирования мировоззрения, адекватного культуре общества устойчивого развития. А ведь именно мировоззрение как механизм выстраивания иерархии мотивов и действий, возникающий на основе знаний о мире, умений взаимодействовать с миром и отношений к миру является ведущим фактором развития личности в старших классах школы. Одновременно создаются инновационные центры повышения квалификации учителей: педагогическая интернатура на базе лицея № 1 г. Брянска; в рамках реализации Федерального проекта «Современная школа» в Брянском институте повышения квалификации работников образования создан «Центр непрерывного повышения методического мастерства». Но для содержательной работы центров недостает методистов соответствующей квалификации. Безусловно, в работе созданных инновационных центров следует опираться на учителей-мастеров, накопивших за период модернизации опыт эффективной преподавательской и культурно-просветительской работы. Учитель, благодаря деятельности в системе работы различных педагогических объединений, приобретает компетенции в решении задач исследовательского, экспертного и управленческого плана. Проводимый им анализ причин затруднений реализации инновационных подходов в образовании вызывает естественную потребность «изобретать» приемы преподавания для получения результата, ориентированного на личностное развитие. Однако, как показывает практика, даже опытный учитель не владеет системным проектированием личностно-ориентированного образовательного процесса, воспроизводит опыт преподавания на основе когнитивной парадигмы, используя лишь элементы личностно-ориентированного подхода. Последнее свидетельствует о том, что у учителя не складывается целостного образа личностно-ориентированного образовательного процесса. Необходима корректировка субъектного опыта педагога в целенаправленной деятельности по системному проектированию личностно-ориентированного образовательного процесса в соответствии с правилом: «от картинки действия - к инструкции по выполнению действия - к самостоятельному действию». Организация этой деятельности требует работы грамотного методиста, обладающего опытом деятельности гуманистической направленности. На базе Брянского государственного университета ведется работа по созданию ресурсного центра: «Центр естественнонаучного образования», одним из направлений деятельности которого является работа по распространению опыта проектирования личностно-ориентированного образовательного процесса по биологии. В работе будет использован опыт многолетних исследований по проблеме подготовки учителя биологии к реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Освоение проектирования личностно-ориентированного образовательного процесса, как и любого нового вида деятельности, начинается с образца (картинки) деятельности. В идеале это посещение и анализ уроков или видеозаписи уроков, разработанных и проанализированных с участием методиста, владеющего системой методических средств личностно-ориентированного образовательного процесса. Современные технологии позволяют остановиться на любом фрагменте видеоурока и его анализа. Система гиперссылок дает возможность показать, как на основе интеграции знаний из различных областей профессиональной и специальной подготовки учителя проектируются методические средства личностно-ориентированного образовательного процесса по биологии. В качестве иллюстрации в статье используются материалы, опубликованные нами ранее [1]. В примере показано, какие знания по психологии, педагогике и методике обучения биологии использовались для проектирования методических средств достижения образовательных результатов первого урока темы «Основы генетики и селекции»: - личностных - устойчивый познавательный интерес, развитие познавательного мотива с его смыслообразующей функцией; - метапредметных - проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; - предметных - использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов. Для иллюстрации приводим два элемента «технологической карты воспитания» (ТКВ) - ведущего методического средства личностно-ориентированного образовательного процесса по биологии. В начале изучения темы при знакомстве с опытами Менделя учащиеся работают с научно-популярным текстом, отвечают на вопросы или выполняют задания, которые строятся в логике ТКВ. Анализ фрагмента урока Опорные знания по психологии. Смыслообразующая функция познавательного мотива проявляется в становлении потребности знания, для чего используется смысловое чтение. Это связано с отличительной чертой психического развития - результат развития в виде определенного образца существует в окружающей среде еще до начала его развития, например в научно-популярных текстах. Смысловое чтение - деятельность, подчиненная сознательной цели открытия в тексте личностных смыслов в ходе индивидуального «смыслообразовательного» процесса, включающего смыслопонимание и смыслопорождение. Инициирует процессы смыслопонимания и смыслопорождения структурный образ текста, он служит «литейной формой», наглядно-действенным способом соединения в сознании учащегося частей текста в смысловое целое. Опорные знания по педагогике. Для накопления научного знания необходимо показать науку в действии, показывать ученику возникновение знания из данных, возможность и оправданность изменения знаний, т. к. научные знания основаны на наиболее проверенных фактах и концепциях на данный момент. Опорные знания по методике биологии. При организации смыслового чтения необходимо выбирать тексты по биологии, содержащие смыслы, соответствующие запланированным результатам, создать ТКВ как «литейную форму» соединения частей текста в смысловое целое. Элементы ТКВ 1-й элемент (знания на уровне истины) Факт науки. Описание особенностей метода Менделя: четкое визуальное различение проявления признака, использование чистых линий, строгое планирование и проведение эксперимента, получение достаточного количества данных, чтобы можно было считать их статистически достоверными. Научное явление. Эксперимент, как способ получения достоверного знания. Закономерность науки. Достоверность и полезность любого эксперимента определяются пригодностью выбранного материала для тех целей, в которых он используется. 2-й элемент (отношения на уровне идеи) Факт жизни. Открытие закономерностей наследования признаков Г. Менделем современники не поняли и не оценили. Явление жизни. «Субъектность» научного знания. Роль личности ученого. Закономерность жизни. В. И. Вернадский: «Вся история науки на каждом шагу показывает, что отдельные личности были более правы в своих утверждениях, чем целые корпорации ученых … придерживающихся господствующих взглядов. Истина нередко в большем объеме открыта этим научным еретикам, чем ортодоксальным представителям научной мысли…» (Цит. по: 2, с. 129)ю Работа с учителями показала, что создание видеоуроков с методическим сопровождением может быть вкладом в решение проблемы подготовки учителей к проектированию личностно-ориентированного образовательного процесса по биологии.