Глава книги

Из опыта дистанционного обучения студентов-биологов в педагогическом вузе

А. В. Теремов, Т. А. Смирнова
2023

Развитие дистанционного обучения в Российской Федерации началось с выходом приказа Минобразования РФ от 30.05.1997 № 1050 «О проведении эксперимента в области дистанционного образования», допускающего электронные формы обучения в образовательной деятельности в качестве эксперимента. Первоначально дистанционные образовательные технологии с использованием компьютерной техники стали применяться в профессиональном обучении студентов вузов. Это было связано с тем, что к моменту наступления студенческого возраста у человека, как правило, уже сформирована познавательная активность, ярко выражена способность к самостоятельной организации рабочего времени и имеется глубокая мотивация к образовательной деятельности по выбранной специальности. Кроме того, в последние годы обозначилась тенденция «старения студенчества», связанная со стремлением молодых и уже взрослых людей получить в течение жизни не одно, а нескольких высших образований, желанием постоянно учиться. Другими словами, в настоящий момент времени профессиональное образование в вузе перестают связывать с возрастными особенностями обучающихся, что вызвано непредсказуемой сменой их профессиональных намерений, изменениями в конъюнктуре на рынке трудовых вакансий. Ситуация осложняется тем, что большинство подобных возрастных студентов имеют основную постоянную занятость, часто не по выбранной в вузе специальности. Это ограничивает их возможности для очного посещения занятий и диктует необходимость частичного или полного перевода обучения в дистанционный формат. В прошедшем учебном году в МПГУ обучение студентов-биологов по программам педагогического образования бакалавриата и магистратуры проходило дистанционно на основе системы «ИНФОДА Moodle». Для этого в ней были размещены учебные материалы, которые использовались для лекционных, практических, семинарских занятий, зачетов и экзаменов по дисциплинам и модулям учебного плана. Стремительное погружение студентов и профессорско-преподавательского состава в дистанционное обучение выявило сильные и слабые стороны этой образовательной технологии, обозначило существующие проблемы и риски. Среди средств дистанционного обучения в настоящее время наиболее востребованы компьютеризованные образовательные программы учебных курсов, электронные учебники и учебные пособия, образовательные видео- и аудиоматериалы, электронные энциклопедии и справочники, научные статьи, программы удаленного тестирования. Содержательно дисциплины и модули для студентов разрабатывались на базе используемых в МПГУ электронных образовательных ресурсов [1-5]. Следует различать два формата дистанционного обучения: online и offline. При online обучении занятия проводятся с помощью трансляций и вебинаров. Для этого используются программы и сервисы, обеспечивающие коммуникацию субъектов образовательного процесса. Трудно недооценить значимость электронной почты, мессенджеров и социальных сетей, которые предоставляют возможность быть в курсе происходящего и реализовывать оперативную информационную связь в режиме «24/7». При этом важно, чтобы сервисы были мобильными, а преподаватель и студенты могли легко их использовать. Например, хорошо себя зарекомендовали в дистанционном обучении следующие сервисы: “Zoom Meetings”, уверенно обошедший “Skype”, “Teams”, работа с “YouTube” и «Вконтакте» через сервис “OBS Studio”, “Google Hangouts”, “ClickMeeting”, российский “Webinar”. Наиболее востребованными среди них оказались “Zoom Meetings” и “Teams”, преимущества которых состояли в наличии обширных функций по коммуникации, устойчивой работе, малой требовательности к каналу связи, русском интерфейсе и мультиплатформенности. Преподаватель и студенты самостоятельно регистрировали и устанавливали эти приложения, после чего могли свободно ими пользоваться на своих устройствах. Все участники подобных собраний и конференций видели друг друга, могли задавать вопросы, вступать в дискуссии, а преподаватель легко управлял ходом сеанса связи. Обучение offline подразумевает выбор электронных ресурсов для самостоятельной учебной работы студентов. Ими стала «LMS платформа» (на базе «ИНФОДА Moodle») и некоторые другие сайты. Наиболее популярными стали следующие электронные ресурсы: «Открытое образование», “Stepik”, “Coursera”, “Geekbrains”, «Постнаука», «Лекториум», «Универсариум». На них можно было найти нужный электронный курс из любой сферы деятельности, причем как для закрепления ранее полученных знаний, так и для открытия нового и расширения кругозора обучающихся. Особым направлением в дистанционном обучении можно назвать создание преподавателем собственного контента для работы в offline. Здесь его ожидало огромное количество приложений и сайтов, которые позволили организовать деятельность студентов индивидуально и в группах, создать блоки как теоретических, например с помощью рабочих листов “Wizer.me”, “Liveworksheets”, “Padlet” или “Coreapp”, так и тренинговых, проверочных заданий на закрепление или тестирование знаний - “Learning Apps”, «Google формы», “Cross”, “Kahoot!”, “Quizizz”. Для практических занятий и визуализации учебных материалов биологических дисциплин использовались виртуальные лаборатории «ВиртуЛаб» и “The Virtual Labs Media Library”, наглядной лаборатории “LabXchange”, платформы “Merlot” и “PhET Interactive simulations”, “HHMI Biointeractive” и “Molecular Expressions”. А платформа электронного обучения “Mozaik” с цифровыми уроками и постановками 3D сцен позволила сделать дистанционное обучение для студентов более увлекательным. Остановимся на некоторых методических моментах дистанционного обучения студентов-биологов в педагогическом вузе. Во-первых, дистанционное обучение обеспечило концентрацию внимания преподавателя на каждом конкретном студенте с помощью персонализированного общения с ним, что в совокупности позволило реализовать на практике принцип индивидуализации образования. Все достижения или неудачи обучающегося находились на виду, что давало возможность преподавателю скорректировать подачу учебной информации в соответствии с личностными характеристиками студента, оперативно исправлять его ошибки и восполнять пробелы в знаниях. Вместе с тем отсутствие педагогического образования у части студентов магистратуры в условиях дистанционного обучения серьезно затруднило организацию их самостоятельной работы с учебным материалом в домашних условиях. Это потребовало упрощения содержания занятий, в частности не позволяло проводить обсуждение теоретических вопросов, развивать у студентов критическое мышление и способность к педагогическому творчеству, качественно выполнять практические задания и готовить сообщения для выступлений с презентациями. Многие студенты жаловались на возросший объем внеаудиторной работы по учебной дисциплине, нехватку времени, поскольку были задействованы в волонтерской работе в школах по замене заболевших COVID-19 учителей и оказались полностью погруженными в реальную педагогическую деятельность. Решением этой проблемы стало создание из студентов более мелких структурных подразделений - микрогрупп, которым предлагались на выбор не все, а отдельные задания по той или иной учебной дисциплине. В связи с этим заметно возросла внеаудиторная подготовка преподавателя к проведению такого рода занятий. Фронтальная педагогическая деятельность в аудиториях вуза сменилась практически ежедневным размещением в «ИНФОДА Moodle» всего объема лекционного материала с презентациями, дифференциации практических заданий по микрогруппам, постоянными сеансами связи, оперативному учету выполнения заданий студентами с оцениванием результатов и написанием преподавателем комментариев по выставленным оценкам. Во-вторых, видимым достоинством дистанционного обучения стала возможность использования «перекрестной информации». В этом случае студент имел возможность не только получить информацию от своего непосредственного преподавателя по учебной дисциплине или модулю, но и посетить другие образовательные ресурсы, самостоятельно проверить правильность своих действий и действий своего преподавателя, компенсировать возникший информационный недостаток, расширить собственную базу знаний и установить взаимосвязи между несколькими учебными дисциплинами. Однако в перспективе при такой перекрестной схеме обучения у студента может возникнуть проблема получения зачета или сдачи экзамена по учебной дисциплине у преподавателя в своем вузе, ведь требования к студентам у преподавателей разных вузов неодинаковые. В-третьих, дистанционное обучение обеспечивало взаимодействие студентов с преподавателем в режиме реального времени, что способствовало своевременности подачи учебных материалов. Практически круглосуточная доступность учебных материалов по изучаемой дисциплине, возможность одновременного удаленного подключения большого количества обучающихся вне зависимости от их фактического географического положения, самостоятельное определение допустимой нагрузки и ряд других моментов можно отметить как положительные стороны для организации обучения. Вместе с тем дистанционное обучение показало и свои недостатки. На наш взгляд, основной из них - снижение воспитательного воздействия личности преподавателя на студента. Многие обучающиеся игнорировали непосредственное общение с преподавателем и своей группой во время оnline занятий, ссылаясь на проблемы технического характера, занятость и неудобство из-за разницы в часовых поясах. Дефицит межличностного общения ограничил возможность свободного выражения мыслей в режиме реального времени, контроля уровня внимания к изучаемому учебному материалу со стороны преподавателя. Особенно ощутимой стала проблема генерации после произвольного внимания у обучающихся, которое вызывается через их вхождение в практическую деятельность (например, теоретические знания сменяются выполнением практической работы, формированием навыка), длится часами и является основным условием результативности учебной работы. По этой причине у некоторых студентов при дистанционном обучении заметно снизилась способность к выполнению практических заданий по учебной дисциплине, критическому осмыслению получаемой информации и самовыражению мыслей. Таким образом, электронные курсы, оnline занятия, используемые в дистанционном обучении студентов-биологов в педагогическом вузе, повысили в целом доступность педагогического образования, но существенно снизили его качество. Ощущается необходимость очного формата взаимодействия преподавателя со студентами при проведении практических занятий, семинаров, зачетов, экзаменов, подготовки к написанию ВКР. Считаем, что только смешанное обучение должно иметь право на существование в системе высшего педагогического образования. Личность будущего учителя невозможно формировать дистанционно.

Теремов А. В., Смирнова Т. А. Из опыта дистанционного обучения студентов-биологов в педагогическом вузе. 2023;:159-164.
Цитирование

Список литературы

Документы