Глава книги
Проблемы и перспективы развития экологического образования в начальной школе
На пороге третьего тысячелетия человечество вступает в новую эпоху своих взаимоотношений с окружающей средой, «эпоху, когда людям, для того чтобы выжить, приходится начинать думать по-иному, чем до сих пор». Н. Н. Моисеев Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, актуализируют значение экологического образования, которое, с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей социоприродной среде, должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся. Невозможно говорить об усвоении экологической культуры и системе экологического образования младших школьников, не взяв во внимание само понятие «экологическое образование». Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. При этом под непрерывностью понимается взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Особую роль в этом процессе занимают детские годы - дошкольный и в особенности младший школьный возраст. Начальная школа - важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений детей к окружающей среде и к своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека. Экологическое образование в начальной школе предполагает глубокие знания об окружающей среде, экологический стиль мышления и ответственное отношение к природе, умение решать экологические проблемы, принимать непосредственное участие в природоохранной деятельности. Изучение опыта работы учителей начальных классов и анализ практики экологического образования младших школьников позволил сделать вывод, что не все школьники успешно овладевают комплексом сложных экологических знаний, недостаточно прочно сформированы экологические умения, многие учащиеся не имеют тех необходимых качеств личности, которые выражаются в экологической ответственности, не всегда реализуется опыт творческой экологической деятельности. У учителей возникают вопросы. Нужно ли вводить в начальную школу специальные уроки (и предмет) экологии, поскольку экологическое образование становится обязательным компонентом современной школы? Если принять во внимание, что экологические знания имеют системный характер, что они раскрывают ребенку связи живых организмов со средой обитания, то надобность в параллельном изучении одного или двух предметов - традиционного и учебных предметов нового поколения, создающих базу для экологической подготовки младших школьников в духе современных требований, попросту отпадает. Перспективным направлением в этом плане может стать интеграция естественно-научных знаний и нормативно-ценностных ориентаций младших школьников, наиболее полно отвечающих их природным наклонностям и потребностям. Тенденция развития содержания экологического образования: максимальный учет возрастных особенностей учащихся, создание обязательного минимального ядра содержания и опора на идеи комплексной экологии - биологической, глобальной, социальной и экологии человека. Перед школьниками начальных классов впервые открывается безграничный мир знаний в различных областях жизнедеятельности человека. У детей проявляется неподдельный интерес и тяга ко всему новому, ранее неизведанному. Начальное школьное образование предусматривает широкое использование творчества в процессе обучения, возможность сделать образовательный процесс интерактивным и интересным, но, самое главное, позволяет трансформировать школьный материал в игровую деятельность, что способствует эффективному усваиванию материала. В процессе работы с начальными классами учитель получает максимальную отдачу и заинтересованность в образовательном процессе. Этим объясняется интерес многих исследований к экологическому образованию в начальной школе. Важно разбудить и развивать чувства ребенка, а потом ввести знания и чувства в конструкцию личности. И тогда младший школьник никогда не сломает ветку - не потому, что это кто-то увидит, а потому, что ощутит внутренний, нравственный и эмоциональный запрет. Показать не только экономические, гигиенические ценности, но и эмоционально-эстетические, что будет способствовать развитию основ экологической культуры. Школьник должен «присвоить» ценности, отражающие единство человека и природы, которые станут мотивационной основой его поступков. Совершение поступков - это демонстрация того, что ты действительно знаешь. Поэтому, выполняя практические и творческие задания, младшие школьники будут учиться понимать окружающий мир природы, видеть многообразие и неповторимость ее обитателей, уважать ее законы. В условиях реализации требований ФГОС НОО имеются богатые возможности для формирования и развития эмоционально-ценностного взаимодействия детей с окружающей средой, а также предлагаются необходимые условия для формирования системы знаний об экологически целесообразной деятельности учащихся в природе. Вместе с тем педагоги и методисты с сожалением говорят о том, что в содержании учебных программ уделяется недостаточно внимания и предлагается весьма ограниченный материал, на базе которого могло бы быть сформировано бережное отношение младших школьников к природе. Проблема экологического образования младших школьников определяется следующим противоречием: с одной стороны, в начальной школе существуют широкие возможности формирования у ребенка ответственного отношения к природе, с другой - ограниченность образовательного пространства школы для организации активной экологической деятельности младших школьников, развитие личности учащегося, изменение его отношения к себе, природе и окружающему миру. Перечень направлений развития современных педагогических технологий - комплексные экскурсии на уроках окружающего мира, этические беседы, экологические сказки, интерактивные экологические игры, проекты и модели, дидактические и ролевые игры, творческая и практическая деятельность, задания и задачи по организации многообразной деятельности учащихся - свидетельствует о том, что эти формы обучения и воспитания достаточно традиционны в практике начальной школы. Особенностью интерактивных экологических игр является то, что они не дают детям рецепт поведения в готовом виде, а постепенно подводят их к собственным выводам и заключениям. Дети в игре раскованны, раскрыты, получают знания и навыки поведения незаметно для себя, играя. Мультимедийные интерактивные игры позволяют проверить уровень полученных знаний, мотивировать учащихся на самостоятельное изучение материала, на поиск новой информации. У детей формируется достаточно устойчивый интерес к изучению природы и потребность в общении с ней. Существует много вариантов факультативных курсов по экологии. Новизна этого подхода заключается в том, что возникла необходимость в ведении курса со 2-го по 4-й класс в связи: - с актуальностью экологического образования и воспитания в начальной школе; - с проявлением большого интереса к данным проблемам учащимися начальных классов; - с необходимостью систематизации, углубления экологических знаний. Содержание программы факультатива основано на краеведческом материале, более близком учащимся. Это помогает понять детям, что экологические проблемы существуют не там, далеко от нас, а здесь, рядом. И уже сейчас мы можем охранять природу, экономя воду, энергию и т. д. Внеклассная работа по экологии продолжает, дополняет процесс обучения, закрепляет полученные экологические знания, умения, навыки. Она помогает более широко приобщать ребенка к природе, дает больше возможностей для практической деятельности. В процессе этой работы проводятся: - экскурсии в музей, по городу, поездки в другие города и по историческим местам области (края); - экскурсии по охраняемым территориям области (края); - декады по природоведению; - олимпиады; - конкурсы стихов о природе; - турниры эрудитов; - выставки рисунков и творческих работ; - праздники (День птиц, День Земли и др.). Особая форма работы - «Экологический театр». Темы спектаклей: «Лесной огород», «Сказка весеннего леса», «Волшебница-осень» и др. Практическая деятельность учащихся - это озеленение класса, школьных коридоров, школьного двора, уборка территории, сбор макулатуры. В процесс воспитательной работы включаются мероприятия, посвященные знаменательным датам, событиям. Особое внимание уделяется патриотическому и гражданскому воспитанию младших школьников. Проводятся классные часы и беседы на темы: - «Наши знатные земляки», - «Наш город в годы Великой Отечественной войны» и др. Отслеживание результатов проводится в 4 направлениях, что соответствует 4 компонентам содержания экологического образования. 1. Познавательный. Уровень сформированности данного компонента у учащихся выявляется с помощью контрольных работ и тестов, позволяющих определить глубину знаний о родном крае. Текст контрольной работы можно найти в тетрадях «Проверь себя» (А. А. Плешаков) или составить его самостоятельно. 2. Ценностный. Уровень сформированности этого компонента экологического образования отслеживается с помощью творческой работы (сочинение). Учитель предлагает детям темы на выбор: «Человек - царь природы?», «Что дает человеку природа?» 3. Нормативный. Учащимся предлагается заполнить анкету следующего содержания: 1. Загрязняется ли почва в нашей области (крае)? 2. Принимаешь ли ты участие в сохранении почвы? Как? 3. Ты с друзьями приехал на пикник на берег реки. Каковы ваши действия? 4. Придумай запрещающие и разрешающие знаки, связанные с поведением человека у воды. 5. Напиши памятку туристам «Как надо вести себя в лесу». 6. Если бы ты был составителем Красной книги, то кого бы нарисовал на ее страницах? 7. Что ты можешь сделать для сохранения птиц и животных? 4. Деятельностный. Это самый сложный компонент содержания экологического образования для диагностирования, поэтому для оценки его усвоения учащимися используется эмпирический метод исследования - наблюдение. Если в 1-2-м классах практическую деятельность учащихся направляет учитель, то к концу 3-го класса и в 4-м классе учащиеся проявляют самостоятельность при осуществлении общественно полезной практической деятельности экологического характера. Пример педагогов активно влияет на сознание и поведение учащихся, на их отношение к природе и друг к другу. Формами педагогического руководства индивидуальной деятельности могут стать систематические консультации по домашнему труду (уход за садом, цветами, животными, рыбками, птицами), выставки находок и поделок из природных материалов. Уместны рекомендации режима игр и отдыха среди природы, ознакомление учащихся с правилами промысловой деятельности и ухода за природой, законодательством в области охраны природы. На беседы можно приглашать художников, поэтов, писателей, рыболовов охотников, лесничих, юристов и т. д. Экологическим воспитанием в современном обществе более качественно и грамотно могут и должны в первую очередь заниматься родители, а школа может и должна быть организующим началом массовой повседневной деятельности в области непрерывного воспитания экологической культуры, формирования экологической грамотности и экологических ценностей семьи и общества. Перспектива экологического воспитания - в содружестве семьи и школы. На формирование экологического сознания школьников средней и старшей школы оказывает большее влияние мировоззрение старшего поколения семьи, экологическая культура семьи, нежели «академическая» экология, преподаваемая в школе. Эффективность экологического воспитания напрямую зависит от поддержки семьи, совпадении ценностей семьи и школы. Несмотря на положительные сдвиги в экологическом образовании младших школьников перед работниками начальной школы пока остается немало нерешенных проблем. Среди них - одна из первостепенных - проблема здоровья, здорового образа жизни детей, требующая кардинальных изменений в характере их обучения. Начальная школа - важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формирования экологической культуры. Два последних десятилетия - это период становления экологического образовательного пространства. В этот же период осуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаются технологии обучения и воспитания детей и молодежи. Правильно используя различные методы воспитания, можно сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.