Глава книги
Исследование PISA как оценка качества биологического образования обучающихся
Для обеспечения конкурентоспособности выпускников образовательных организаций Российской Федерации на рынке труда необходимо при разработке образовательных программ опираться на последние достижения мировой педагогической науки и практики. К числу таких достижений можно отнести ориентацию методики преподавания биологии на применение обучающимися академических знаний в простых жизненных ситуациях. Говоря иными словами, на смену традиционно-консервативной приходит личностноразвивающая парадигма образования, контроля предметных и метапредметных достижений обучающихся. Одно из важных требований современных стандартов - активизация процесса формирования функциональной грамотности [3]. Главное противоречие в процессе обучения биологии в контексте исследования PISA состоит в необходимости биологических знаний в повседневной жизни и отсутствием у большинства обучающихся понимания целей биологического образования [2]. Разрешение данного противоречия позволит организовать практико-ориентированный процесс обучения биологии [1]. Международные сопоставительные исследования качества образования позволяют выявить эффективность работы образовательных систем государств мира. К международным организациям, проводящим подобного рода исследования, в первую очередь, можно отнести Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organisation for Economic Cooperation and Development - OECD), а также Международную ассоциацию по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement - IEA). К ведущим мониторинговым исследованиям качества образования по праву можно считать: PISA (Programme for International Student Assessment), TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study), TALIS (Teaching and Learning International Survey), PIAAC (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies). Подробнее остановимся на исследовании PISA и TIMSS, поскольку именно они представляют интерес с точки зрения темы исследования [4]. PISA - международная программа по оценке качества образования 15-летних обучающихся. Результаты Российской Федерации за весь период проведения исследования колеблются от 460 до 478 баллов. Цель статьи - представить аналитический материал по достижениям российских школьников в исследовании PISA в контексте естественно-научной грамотности. Согласно разработчикам международного исследования качества образования PISA (Programme for International Student Assessment) на показатели качества образования большое влияние имеет социально-экономическое состояние тех стран мира, в которых проводится мониторинг. Социально-экономическое состояние стран следует рассматривать как источник исходных данных при анализе показателей PISA, так и ограничений. Однако школьные системы во многих странах-участницах иерархичны и находятся в тесной зависимости от национальных целей образования. Успех системы образования зависит от достижений национальных целей, т. е. успех в будущем определяет результат в прошлом, который зависит от качества образования в настоящем. Естественно-научная грамотность становится главным приоритетном школьного биологического образования [5]. В общей сложности за все годы проведения исследования со стороны России в нем приняло участие 45 870 обучающихся из 1584 образовательных организаций, т. е. от одной образовательной организации, которая когда-либо принимала участие в исследовании, в среднем участвовало около 29 обучающихся. За каждый цикл исследования в нем в среднем принимало участие 6553 чел. Каждый этап исследования в среднем отличается от предыдущего на 1071 чел. Китай как страна-участница является безусловным лидером в исследовании PISA. В свою очередь, рассматривая Индекс развития человеческого потенциала Китая с 2000 по 2018 год, можно заключить, что Россия значительно отстает от КНР, приблизительно на 0,10 с 2000 года. К 2018 году ИРЧП КНР составляет 0,95, а России 0,817, в свою очередь, и результаты PISA свидетельствуют о лучшей подготовке китайских обучающихся к исследованию. Результаты Китая, динамика уровня в международном исследовании PISA являются дискурсивными и требуют дальнейшего пристального рассмотрения. Для описания проблем формирования естественно-научной грамотности у обучающихся проведем обзор результатов международных исследований качества образования 2015 года - TIMSS - 4-й класс, TIMSS - 8-й класс, TIMSS-Advanced 11-й класс и PISA - 2015 и 2018 годов. Анализ программ (framework) этих исследований показывает, что в российской школе естественно-научное образование вовсе не является какой-то обособленной частью, а в целом соответствует мировым стандартам. Результаты исследования по естественно-научной грамотности TIMSS science literacy обнаруживают положительную динамику, с небольшим уменьшением показателя в 2019 году. В свою очередь, исследование PISA показывает отрицательную динамику в контексте развития естественно-научной грамотности. Главная цель PISA-2018 состояла в оценке читательской грамотности обучающихся. В общей статистике результатов PISA-2018 нет, поскольку в литературе присутствует только процентное соотношение верно ответивших обучающихся по содержательным областям мониторинга. В исследовании TIMSS-2015 в контексте естественно-научной грамотности проблемными содержательными областями оказались: биология - 539 баллов и география - 532 балла. В исследовании PISA-2015 задания, направленные на понимание живых систем, вызвали наибольшую трудность у обучающихся, результаты PISA-2018 показывают отрицательную динамику по всем содержательным областям исследования. Одной из главных частей, подвергающихся оценке с точки зрения программы PISA, выступают компетенции обучающихся. Опираясь на то, что методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, а исследования PISA - компетентностный, мы считаем, что деятельностный подход не противоречит компетентностному, а наоборот, они дополняют друг друга. Взаимосвязь стандартов ФГОС СОО и ООО и компетентностного подхода заключается в том, что главной целью выступает развитие ребенка как субъекта педагогического процесса, т. е. компетентностный подход включается в структуру деятельностного подхода, который в свою очередь направлены на развитие задатков и способностей обучающихся. В исследовании PISA выделяют три вида компетенций, усвоение которых и позволяют развить естественно-научную грамотность. В странах - участницах исследования PISA, показывающие положительную динамику по естественно научной грамотности, мы отмечаем, что наибольший прирост затрат на образование отмечается в России - 1,76 %, тогда как в Катаре - 1,27 %, в Дании - 1,21 %, в Израиле - 0,86 %, в Сингапуре - 1,12 %. Таким образом, данные объективно объясняют учебные достижения государств России, Катара и Сингапура, поскольку с 2000 по 2018 год отмечается резкая положительная динамика в финансировании образования. В России наблюдается наибольший прирост уровня финансирования образования к % от ВВП (2000-2018, 2019), среди стран, показывающих отрицательную динамику, характеризующую достижения в области развития естественно научной грамотности. Так, например, прирост финансирования образования в Австралии - 0,56 %, в Финляндии - 1,44 %, в Японии - 0,51 %, тогда как в РФ - 1,76 %. Финансирование образования на 1 обучающегося к % от ВНД (2000-2018, 2019) в России также находится в положительной динамике, по сравнению с другими странами: Россия - 0,87 %, Австралия - 0,26 %, Франция - 0,33 %, Япония - 0,47 %, Финляндия - 1,35 %. Сильной стороной преподавания естествознания в Сингапуре является формирование этических качеств личности на основе учебных программ и учебников. В отечественной системе образования данное положение соответствует воспитательной цели. В новом российском стандарте ФГОС ООО эти качества пересекаются с требованиями к личностным результатам обучения. Но в стандартах Сингапура, данный важный аспект образовательной политики лишен декларативности, а также формирование этических представлений тесно связано с процессом научного познания. Во ФГОС ООО понятие естественно-научной грамотности растворено в других метапредметных и предметных результатах. Средний абсолютный прирост естественно-научной грамотности в РФ равен 3, т. е. с каждым годом показатель в среднем увеличился на 3 балла. Прогнозируя результаты PISA, мы предполагаем, что Российская Федерации в течение последующих трех циклов исследования наберет максимально 487 баллов по оценке естественно-научной грамотности, при условии сохранения темпов среднего абсолютного прироста. Анализ показателей динамики PISA помог сформировать рейтинг стран, лидерами которого являются: Катар, Россия, Бразилия, Дания, Израиль, Сингапур и США. Таким образом, средний абсолютный прирост уровня естественнонаучной грамотности в Российской Федерации как стране - участнице исследования PISA свидетельствует о том, что качество биологического образования находится на весьма высоком уровне. В странах- лидерах исследования PISA отмечается незначительные колебания показателя, что свидетельствует о низких темпах развития естественно-научной грамотности.