Глава книги
Актуальность непрерывного биологического образования в системе «Детский сад - школа»
Предмет биология занимает одно из ведущих мест в системе школьного образования. К настоящему времени в биологическом образовании сложился ряд серьезных проблем, которые обусловили актуальность и необходимость проведения широкого научно-педагогического, содержательного и методического обсуждения целей и задач предмета биология в современной российской школе. Одной из таких проблем является организация процесса непрерывного биологического образования в малокомплектной школе. Биологическое образование осуществляется на протяжении всей жизни человека. В раннем детстве оно направлено на формирование чувства эмоциональной близости к миру живой природы, развитие бережного отношения к ее объектам. В период обучения в школе основной задачей биологического образования является формирование целостной картины мира, воспитание чувства ответственности за состояние природы и понимания необходимости личного участия в природоохранной деятельности [1]. Целью биологического образования выступает формирование биологически грамотной личности. Развитие системы непрерывного биологического образования включает в себя решение довольно большого круга задач, основными из которых, на наш взгляд, являются следующие: экологизация образовательной среды и различных видов деятельности, просвещение родителей, переподготовка педагогических кадров, организация социального взаимодействия с другими учреждениями, а также предоставление возможности педагогам дошкольной образовательной организации определять содержание биологического образования дошкольников согласно основной образовательной программе. Непрерывное биологическое образование для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста является средством воспитания нравственных чувств, отвечающих требованиям современного общества - трудолюбия, бережного отношения к окружающему миру природы. Разнообразный мир природы дает возможность организовать увлекательную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и трудовой деятельности в природе дети знакомятся с различными свойствами и качествами объектов и явлений природного мира, учатся замечать их изменение и развитие. Создаются благоприятные условия для формирования и развития любознательности [3]. В процессе трудовой деятельности в природе у дошкольников происходит дальнейшее познание живой природы и развитие умственных способностей. Это наиболее доступный для детей вид труда, приносящий ощутимый и значительный результат. Ухаживая за комнатными растениями в группе или на участке детского сада или в начальных классах, ребенок проявляет заботу о природе. При этом важна роль воспитателя - его умение создать условия, обеспечивающие активность и самостоятельность каждого ребенка при знакомстве с объектами природы. Влияние биологического образования на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов [4]. С усвоением определенной системы знаний о природе связано развитие у детей познавательного интереса к изучению окружающего мира. Проявляется это в любознательности, желании узнать как можно больше. Непосредственно в период дошкольного детства формируются базовые основы будущей личности: закладывается характер, устойчивые мотивы, появляются определенные социальные потребности (общение, признание в коллективе, признание собственной значимости, потребность в уважении), ребенок усваивает определенную модель поведения, в соответствии с правилами и моральными нормами, принятыми в обществе. Анализ научно-педагогической литературы по проблеме непрерывного биологического образования в системе дошкольного и школьного обучения показывает, что наблюдаются значительные трудности в осуществлении преемственности, недостаточно функционирует сквозная вертикальная интеграция, обеспечивающая планомерность, целенаправленность и поступательность процесса развития личности ребенка, непрерывность биологического образования. В условиях перехода детей к обучению в школе это негативно отражается на их подготовке и адаптации к новому социальному положению «ученика» и создает трудности для учителей и родителей. Инновации, затрагивающие сегодня сферу образования, требуют переосмысления проблемы непрерывного биологического образования, разработки новых современных подходов к ее решению и в связи с этим глубокого научного анализа взаимодействия данных образовательных учреждений по обеспечению преемственности обучения биологии. Взаимосвязь дошкольного и начального образования рассматривается нами как педагогический процесс обеспечения закономерной связи между этапами развития ребенка и организационно-педагогическими, психологопедагогическими условиями его развития и саморазвития на этапе перехода из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу. Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления взаимодействия, доброжелательный деловой контакт между педагогами дошкольного, начального и основного школьного образования. Преемственность в образовании - это непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, то есть - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию [2]. Таким образом, вопрос преемственности необходимо решать с позиций тенденций развития личности дошкольников, законов ее формирования и создания условий для ее развития. Изучив теоретические аспекты непрерывного биологического образования в системе дошкольного и школьного обучения в своем диссертационном исследовании, мы описываем особенности организации непрерывного биологического образования в малокомплектной школе. Практическая значимость работы состоит в разработке и внедрении в педагогическую практику детского сада и Воробьевскую среднюю общеобразовательную школу, в которой автор работает учителем, конкретных рекомендаций по проектированию структуры и содержания непрерывного биологического образования в системе «детский сад - школа».