Глава книги
Педагогические технологии на основе проблемного подхода к изучению экологических дисциплин как средство развития самостоятельной учебной деятельности студентов колледжа
Педагогическую технологию, согласно В. А. Сластенину и Н. Г. Руденко, можно определить как «упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого и диагностируемого результата в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса» [2]. Структура педагогической технологии включает в себя три части: концептуальную основу, содержательный компонент обучения, процессуальную часть. Концептуальная часть педагогической технологии - это научная база, в основе которой заложены теории, концепции и психолого-педагогические идеи. Содержательная часть основывается на целях и задачах, достижение и решение которых предполагает данная технология. Процессуальная часть включает в себя организацию учебного процесса, методы и формы учебной деятельности учащихся, методику работы преподавателя, диагностику учебного процесса. Развитию самостоятельной учебной деятельности способствуют образовательные технологии, направленные на развитие творческого мышления, познавательной самостоятельности, инициативности. Одной из таких технологий является ТРКМ (технология развития критического мышления), первоначально возникшая в США и успешно адаптированная к условиям российской образовательной системы [1]. Поскольку критическое мышление подразумевает самостоятельность суждений, способность к анализу и отбору информации, ранжированию ее актуальности, задания, разработанные в рамках ТРКМ, будут способствовать развитию самостоятельной учебной деятельности, а создание проблемных заданий, например связанных с прогнозированием последствий динамических процессов в экосистемах, позволит реализовать проблемный подход к обучению студентов. Другой технологией, использованной во время формирующего эксперимента, является ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), автором которой является известный ученый-изобретатель Г. С. Альтшуллер. Она способствует развитию интеллектуальных умений и в целом системного мышления, развитию способности к самостоятельному поиску оригинальных решений проблем. В структуру экологии как учебного предмета естественным образом встраиваются различные проблемные ситуации, а проблемный подход обеспечивает построение учебного процесса на основе поиска способов разрешения противоречий. Таким образом, можно предположить, что ТРИЗ прекрасно подходит для использования при проблемном подходе к изучению экологических дисциплин. В процессе использования приемов этой технологии у студентов развивается творческое воображение, они становятся способны увидеть проблему с совершенно неожиданной стороны, предложить новый способ действия путем анализа и обоснования выдвигаемых предположений. Еще одна технология, основывающаяся на проблемном подходе и способствующая развитию самостоятельной учебной деятельности - проектная - располагает методами, направленными на самостоятельное получение студентами какого-либо продукта деятельности с помощью решения личностно значимой или важной в социальном плане проблемы. Проектная технология включает в себя ряд методов, направленных на самостоятельную реализацию студентом задуманного результата, и позволяет моделировать проблемы, которые с высокой долей вероятности могут встретиться выпускникам в их дальнейшей профессиональной деятельности. Осуществление студентами проектной деятельности способствует развитию у них самостоятельности, инициативности, умения прогнозировать, способности к рефлексии. Усиление сложности проектов должно соответствовать степени развития самостоятельности, позволяя постепенно уменьшать долю участия преподавателя в их подготовке. Так, выпускная квалификационная работа (ВКР) предполагает практически полностью самостоятельную деятельность студентов при ее выполнении. Технология кейсов (case-study) - это техника обучения, использующая описание реальных профессиональных ситуаций (экономических, социологических, экологических). С точки зрения педагогики понятие «кейс» можно трактовать как «…проблемную ситуацию, имеющую несколько решений, из которых, проанализировав и осмыслив их, нужно выбрать оптимальный вариант» [3]. В случае обучения экологическим дисциплинам основой кейса будет являться реальная экологическая проблема или проблемная экологическая ситуация, не имеющая однозначного решения, которую обучающимся предстоит проанализировать и осмыслить с целью выбора оптимального варианта. Широкими возможностями для реализации проблемного подхода располагает сравнительно новая, но уже достаточно популярная в процессе обучения квест-технология. Структура образовательного квеста, заложенного в основу данной технологии, стимулирует переход от пассивного получения знаний к активному, деятельностному. Он активизирует самостоятельный поиск, сбор и анализ информации, способствует получению опыта эффективного принятия решений, за счет чего квест-технология позволяет развивать самостоятельную учебную деятельность участников процесса. Таким образом, использование названных выше педагогических технологий способствует развитию самостоятельности студентов колледжа при изучении экологических дисциплин.