Глава книги
Рабочие листы по биологии как средство организации дистанционной поддержки обучения
Организация дистанционной поддержки обучения является одной из важных задач современной школы, которая обусловлена, с одной стороны, тенденциями информатизации и цифровизации образования, с другой - ситуацией, сложившейся в последние полтора года в связи с распространением коронавирусной инфекции, когда сначала все школы были массово переведены на дистанционное обучение, а в настоящее время то и дело переводятся в связи с карантином на дистанционное обучение отдельные классы. Уже ни для кого не является новым формат проведения уроков в online-режиме при помощи платформ Zoom, Teams и др. Однако такой формат урока существенно ограничивает взаимодействие учителя с классом, например, нет возможности визуально наблюдать работу каждого ученика на уроке (в том числе и потому, что по разным причинам не все учащиеся включают во время такого урока видеокамеру), контролировать выполнение заданий, труднее вовлекать каждого учащегося в активную познавательную деятельность. Имеют место и другие трудности. Не вызывает сомнения тот факт, что методика проведения online-урока имеет серьезные отличия от методики «традиционного» урока, проводимого в классе. Одним из таких отличий является необходимость уделять существенное внимание организации самостоятельной работы учащихся после урока. Вероятно, правильнее даже говорить о том, что собственно работа учителя с классом в online-режиме не должна продолжаться целый урок (40 или 45 минут, столько, сколько длится обычный урок в школе), во время такого общения учитель может раскрыть основное содержание урока и дать учащимся инструкцию по дальнейшей самостоятельной проработке этого содержания. Важное значение в этой связи приобретает организация дистанционной поддержки обучения биологии. В идеале дистанционная поддержка обучения должна предполагать организацию и функционирование цифровой образовательной среды обучения биологии (как части цифровой образовательной среды школы), которая включает в себя совокупность электронных образовательных ресурсов по биологии, специально отобранных и/или разработанных учителем в соответствии с его рабочей программой и календарно-тематическим планом, а также с учетом особенностей работы конкретного учителя с конкретным классом в соответствии с особенностями данного коллектива учащихся (возрастными, уровнем подготовки по предмету и т. д.), а также организацию взаимодействия учителя и учащихся посредством информационно-коммуникационных технологий и/или образовательных платформ, используемых образовательной организацией [1]. В более узком смысле под дистанционной поддержкой обучения понимается совместная деятельность субъектов образовательного процесса, находящихся опосредованно друг от друга, направленная на решение определенных образовательных задач с использованием информационных и коммуникационных технологий [2]. Значение дистанционной поддержки образовательного процесса связано также с возможностью содействия при выстраивании и реализации школьниками индивидуальных образовательных маршрутов [3]. Создание специальной цифровой образовательной среды обучения биологии, посредством которой может полномасштабно осуществляться дистанционная поддержка обучения - задача, решение которой, безусловно, требует значительных усилий, временных и других ресурсов. В то же самое время с необходимостью осуществлять взаимодействие с учениками в режиме дистанционного обучения периодически сталкивается каждый учитель. При этом тогда, когда класс «выпадает» на время из образовательного процесса в обычном, очном, режиме, важно не нарушить выстроенную учителем логику изучения курса, развития биологических понятий, не допустить отставания от календарно-тематического плана, снижения качества освоения учащимися учебного содержания. С одной стороны, этому способствует проведение online-уроков, но принимая во внимание специфику взаимодействия учителя и обучающихся во время таких уроков, возвращаемся к разговору о необходимости тщательного планирования самостоятельной работы учащихся, организация которой требует дополнительной дистанционной поддержки. Существенную роль в организации самостоятельной работы учащихся, как в условиях временного перехода к дистанционному обучению, так и в случае, когда ученик пропускает уроки, например, по болезни или иным причинам, могут сыграть рабочие листы по биологии. Рабочий лист представляет собой комплекс заданий, которые необходимо выполнить учащемуся по ходу урока и/или домашней работы. Помимо заданий рабочий лист может содержать необходимую для их выполнения информацию, представленную как в виде текста, так и в виде иллюстративного материала. В случае использования рабочих листов как средства дистанционной поддержки обучения наличие в рабочем листе информационных материалов по теме урока является особенно значимым. Также рабочий лист, используемый в качестве средства дистанционной поддержки обучения, может содержать ссылки на те или иные электронные образовательные ресурсы (например, видеоуроки или иные материалы), которые помогут ученику лучше разобраться в теме урока, возможно, получить по ней дополнительную информацию. Ключевая идея организации дистанционной поддержки обучения биологии в школе - создание и/или использование конкретным учителем таких электронных образовательных ресурсов и иных средств, которые бы в максимальной степени отражали специфику его работы с классом и могли бы благодаря этому быть эффективным средством организации самостоятельной работы учащихся по предмету, обеспечивающим, наряду с основным, урочным курсом, достижение высоких результатов освоения курса биологии [1]. В этом смысле особое значение приобретают именно рабочие листы по биологии, разработанные самим учителем. Рабочий лист как средство организации самостоятельной работы учащихся и средство дистанционной поддержки обучения должен включать в себя следующие элементы: - наименование темы урока, к которому он составлен; - цель изучения темы, понятная учащимся; - задания для учащихся, выстроенные таким образом, чтобы при их последовательном выполнении складывалось целостное и полное представление о тех биологических объектах, явлениях, процессах, которые изучаются на уроке; - информационные материалы (или ссылки на них), которые помогут учащимся при выполнении заданий и освоении темы урока; - задания для самоконтроля - их включение в структуру рабочего листа, возможно, и не является обязательным, но целесообразно, так как позволяет осуществить рефлексию, ученик получает возможность оценить, насколько он ориентируется в материале, который только что проработал. Важным требованием к составлению рабочего листа по конкретной теме является то, что последовательность заданий в нем должна отражать логику раскрытия содержания темы конкретным учителем. В некоторых случаях имеет смысл разрабатывать рабочие листы не к каждому уроку, а тематические, работа с которыми будет осуществляться на всем протяжении изучения учебной темы. Выполнение учащимися заданий, приведенных в рабочих листах, может осуществляться как по ходу урока, так и при выполнении домашнего задания. Целесообразно организовывать работу с рабочими листами таким образом, чтобы частично они заполнялись во время урока (и это позволяет существенно экономить время на записи в тетради, сделать эти записи более полными, структурированными), а частично - самостоятельно дома. В случае, когда уроки проводятся в online-режиме, важно, чтобы учащиеся получили рабочие листы заблаговременно и имели возможность их распечатать. Возможно и заполнение рабочих листов в электронном виде, либо выполнение заданий из рабочего листа в тетради. Последний вариант представляется, пожалуй, самым неудобным как для ученика, так и для учителя (проверять выполнение заданий становится труднее). Как средство дистанционной поддержки обучения рабочие листы по биологии предлагаются учащимся в электронном виде, однако они могут использоваться и как средство обучения на обычных уроках. В последнем случае, конечно, могут возникнуть технические и материальные затруднения, связанные с необходимостью распечатать рабочие листы для целого класса. Хотя на сегодняшний день необходимость организации дистанционной поддержки обучения связывается, в первую очередь, с ограничениями, вызванными неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, стоит подчеркнуть, что такая поддержка важна и в обычных условиях: всегда есть учащиеся, пропускающие большее или меньшее количество уроков по болезни, а также такие, которые оказываются «выключены» на время из образовательного процесса в школе, поскольку принимают участие в спортивных соревнованиях, олимпиадах, очных учебных сессиях в центрах для одаренных детей и т. п. Рабочие листы выступают в таких случаях как удобное и эффективное средство организации самостоятельного изучения пропущенных тем. Следует отметить также роль рабочих листов как средств дифференциации и индивидуализации обучения биологии за счет включения в них вариативных заданий, например заданий повышенной сложности для учащихся, проявляющих высокую заинтересованность в изучении биологии и демонстрирующих высокий уровень усвоения биологических знаний и овладения предметными умениями и универсальными учебными действиями. Возможна даже разработка разноуровневых рабочих листов для учащихся с разным уровнем подготовки по биологии. Конечно, разработка комплекта рабочих листов для целого курса биологии является весьма трудоемкой задачей для учителя, требует от него определенного мастерства, однако, использование самостоятельно составленных учителем рабочих листов по биологии может стать эффективным средством организации учебно-познавательной деятельности учащихся по предмету, в том числе в условиях полного или частичного перехода на дистанционное или смешанное обучение в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, а также перспективным направлением в решении задачи повышения качества биологического образования школьников.