Статья

Преодоление релятивизма в философии сверхчувственного слушания: от ведийской шабды и вот-бытия М. Хайдеггера к герменевтическому слушанию Г.-Х. Гадамера

В. Сокол
2008

Автор предлагает версию преодоления тенденции релятивизма современной философии, обращая внимание на глубинные уровни познавательной деятельности человека, связанные со сверхчувственным слушанием, стоящим в исходной точке формирования гносеологического образа. Принципиально важно, что только после услышанного первообраза истинного знания строится так называемый «концептуальный каркас» субъекта познания (К. Поппер) посредством следующих за услышанным звуком мышления и перцепции. Сверхчувственное слушание, будучи трансцендентным по отношению к эмпирическому и рациональному уровням восприятия познающего человека, имеет способность преодолевать создаваемый ими этот «концептуальный каркас» и таким образом получать доступ к коррекции сверхчувственных уровней человеческого сознания, инициируя формирование других, принципиально новых «каркасов», разрушая при этом основанное на старых «каркасах» мировоззрение и таким путем полностью видоизменяя (расширяя) сферу познавательной деятельности субъекта. Таким образом, концептуальный каркас ограничивает пределы понимания субъектом коммуникации по отношении к Другому только в границах теоретического и эмпирического уровней познания, полностью высвобождая возможности взаимного проникновения в каркасные мировоззренческие структуры Другого на уровне сверхчувственного слушания-говорения, то есть в диалоге правильной философской беседы (Платон). The author of the article proposes a version of overcoming the relativism tendency of modern philosophy, paying attention to deep levels of cognitive activity of a person, connected with supersensual hearing, which is at the initial point of a gnoseological image formation. It is essentially important that only after hearing a prototype of true knowledge the so-called "conceptual skeleton" of a knowledge subject (K. Popper) is formed by means of subsequent thinking and perception. Being transcendental in relation to empirical and rational levels of perception of a cognising person, supersensual hearing has an ability to overcome this "conceptual skeleton" created by a person and thus to get an access to correction of supersensual levels of human consciousness, initiating formation of other essentially new "skeletons", meanwhile destroying the outlook based on old "skeletons" and completely altering (expanding) a sphere of cognitive activity of a subject. Consequently, the conceptual skeleton restricts a communication subject's limits of understanding in relation to the Other only within the bounds of theoretical and empirical levels of cognition, completely liberating opportunities of mutual penetration into skeleton world outlook structures of the Other at the level of supersensual hearing, that is, in a dialogue of correct philosophical conversations (Plato).

Цитирование

Список литературы

Похожие публикации

Источник