Глава книги
Дополнительное образование детей в интересах устойчивого развития: направление перемен
На 70-й Генеральной ассамблее ООН в рамках Саммита по устойчивому развитию (СУР) в сентябре 2015 года была принята Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года, в которую были включены новые 17 глобальных целей устойчивого развития (ЦУР). По мнению руководителей ООН, принятие официального документа «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» знаменует новый исторический этап перехода к УР всего мирового сообщества. Цели устойчивого развития - ЦУР являются продолжением как целевых ориентиров всех предыдущих документов ООН по УР, так и Целей развития тысячелетия (ЦРТ), в которых было выделено в качестве приоритетных восемь международных целей развития и которые были приняты государствами - членами ООН в 2000 году и в основном были завершены к 2015 году. Среди ЦУР в качестве четвертой была выделена цель «Обеспечить всеохватное и справедливое качественное образование и поощрять возможности обучения на протяжении всей жизни для всех». Цель № 4 в ООН и ЮНЕСКО представляется даже в качестве новой концепции мирового образования, которая заключается в преобразовании жизни людей с помощью образования, причем признается важная роль образования в качестве основной движущей силы развития и в достижении других предлагаемых ЦУР [1, с. 11]. Необходимость России включиться в этот процесс побудила нашего Президента уделять вопросам детского воспитания и образования больше внимания, делая ставку на большой потенциал системы ДОД. 2018-2027 годы объявлены в стране Десятилетием детства. Комментируя проект, В. В. Путин сообщил, что основной смысл Десятилетия детства как проекта видит в том, чтобы «сделать более системной работу всех уровней власти и тех мер, которые мы реализуем». В 2018 г. ФДЭБЦ официально получил статус федерального ресурсного центра развития дополнительного образования детей естественно-научной направленности, координирующего деятельность соответствующих региональных ресурсных центров и осуществляющего мониторинг качества реализации дополнительных естественно-научных общеобразовательных программ во всех 85 субъектах Российской Федерации. Кроме того, глава государства предложил привлекать бизнес к образовательному процессу и взять на вооружение советский опыт учебных кружков и домов пионеров. С 1 января 2019 года Россия реализует самый крупномасштабный проект Национальный проект «Образование» (Сроки реализации: 01.01.2019 - 31.12.2024). Это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач: 1) обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; 2) воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национальных. В 2019 году ФДЭБЦ выступил с инициативой создания в субъектах РФ экостанций как новой модели организации экологического образования и просвещения детей и молодежи. Проектирование и тиражирование данной модели осуществляется в рамках Федерального проекта «Успех каждого ребенка» [3] национального проекта «Образование», способствуя процессу воспитания гармоничной и социально ответственной личности. Востребованность модели Экостанции способствовала ее быстрой реализации и тиражированию: 1 сентября 2020 года в 39 регионах Российской Федерации состоялось открытие экостанций, приуроченное к Дню знаний с созданием более 6000 новых мест дополнительного образования. 23 декабря 2020 года в Москве состоялся Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития». Организаторами Форума выступили Министерство просвещения РФ и Федеральный детский экологобиологический центр. Цель Форума - выработка, обсуждение и трансляция новых задач, механизмов, современных образовательных практик в дополнительном образовании детей естественно-научной и технической направленностей для создания качественных и доступных условий для самореализации и развития талантов. Пленарное заседание «Роль дополнительного образования естественно-научной и технической направленностей в воспитании и развитии талантов детей». В работе Форума приняли участие более 5 тысяч представителей 85 регионов России: это сотрудники федеральных и региональных органов власти в сфере образования, руководители образовательных и научных организаций, которые совместно с ФДЭБЦ реализуют образовательные программы и исследования в естественнонаучной и технической сферах, методисты, педагоги региональных ресурсных и модельных центров, центров выявления, поддержки и развития одаренных детей и молодежи, детских технопарков «Кванториум», центров цифрового образования «IT куб», центров «Дом научной коллаборации», центров «Точка роста», а также представители Общественной палаты России, общественных, некоммерческих, волонтерских организаций и бизнес-сообщества, реализующие социально значимые проекты в сфере экологии и природоохранной деятельности. В апреле 2020 года состоялась организационно-ознакомительная встреча в формате конференции в рамках программы «Цели в области устойчивого развития: дети - посланники ЦУР России». Сокращенное наименование проекта: «Дети - ЦУР». Организаторы проекта - Федеральный детский эколого-биологический центр совместно с кафедрой МКППиЭ и Комиссией по устойчивому развитию и экологии Российской ассоциацией содействия ООН [2]. Проект направлен на вовлечение молодежи страны в продвижение повестки в области устойчивого развития до 2030 года в контексте российской национальной стратегии. ЮНЕСКО поставила перед мировым сообществом новую цель: сделать экологическое образование основным компонентом учебных программ во всех странах к 2025 году. По этому поводу Генеральный директор ЮНЕСКО Одрэ Азуле заявила, что «образование должно готовить учащихся к пониманию текущего кризиса и формированию будущего мира. Ради спасения нашей планеты мы должны изменить наш образ жизни, способы производства, потребления и взаимодействия с природой. Включение образования в интересах устойчивого развития во все учебные программы должно повсеместно стать основополагающим элементом». Завершая рассмотрение избранной темы, считаю важным и обоснованным сделать следующее резюме. Образование, ставшее атрибутом человеческого существования и развития, надо переориентировать на новые общечеловеческие цели (прежде всего на ЦУР) и ценности III тысячелетия, соответствующие новой цивилизационной парадигме. А такая переориентация меняет смысл образования, его роль в жизнедеятельности людей. Напомним, что до сих пор образование представлялось как процесс усвоения человеком систематизированных знаний, навыков, умений, опыта, культуры прошлых поколений, их передачи нынешним поколениям. Будущие поколения в таком понимании феномена образования отсутствуют, а УР как раз связывает существующие поколения с будущими, что требует иной трактовки образования, которое могло бы реализовать «спасительную» функцию для человечества [1, с. 178]. Включение функции опережения, наряду с передачей знаний, меняет само понимание, а значит и определение понятия «Образование». Образование с этой точки зрения - это не только трансляция знаний и культуры от прошлых поколений к нынешним и будущим, но и опережающая подготовка человека к опережающим эффективным действиям по переходу на стратегию устойчивого развития, «конечной» целью которого является формирование сферы разума, обеспечивающей выживание цивилизации и ее дальнейшую коэволюцию с сохраняющейся биосферой [1, с. 183].