Глава книги
Формирование экологической культуры детей через проектные и конкурсные мероприятия центра ДНК
Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года определили одной из приоритетных задач - формирование экологической культуры и развитие экологического образования и воспитания [2]. Цель формирования экологической культуры состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной работы по формированию научного мировоззрения, связанного с познанием процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, умений и навыков по изучению законов природы [1]. Предмет «экология» не является обязательным для преподавания в современной школе. Поэтому мы видим одним из механизмов, обеспечивающих формирование основ экологической культуры и грамотности обучающихся, дополнительное образование. В Вологодском государственном университете функционирует Центр развития современных компетенций детей «Дом научной коллаборации им. С. В. Ильюшина» (Центр ДНК), который открыт в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка», национального проекта «Образование». Ведущим направлением работы Центра является проектная и исследовательская деятельность школьников, которая способствует не только формированию soft- и hard-компетенций, но и становлению экологически грамотной личности при выполнении естественнонаучных проектов. С целью повышения уровня экологической культуры возникает необходимость сделать образовательную и воспитательную деятельность привлекательной для школьников, поэтому в Центре ДНК проводятся проектные и конкурсные мероприятия экологической направленности, например: интегрированная олимпиада «Экология и безопасность», проектная сессия «Каникулы в ДНК», общеуниверситетский проект «КоманДА», «Web-квест», экспедиция «Вместе по Русскому Северу» и другие. Общеуниверситетский проект «КоманДА» объединил коллективы школьников с целью разработки продуктов проектной деятельности в области биотехнологий и технического творчества. Десять команд школьников совместно со студентами-наставниками под руководством опытных педагогов вуза на протяжении трех месяцев работали над практико-ориентированными кейсами, находя рациональное решение поставленной задачи. «Оценка токсичности тяжелых металлов на клеточном и популяционном уровне», «Флорариум», «Малая река большого города», «Умная экокамера» - это далеко не полный перечень реализованных проектов. Самое популярное конкурсное мероприятие Центра ДНК - web-квест- проводится дистанционно и позволяет достичь увеличения географического охвата участников не только из Вологодской, но и других областей. Каждый вопрос квеста - проблемная ситуация, которую нужно решить, при необходимости используя ресурсы сети Интернет. Вопросы составлены таким образом, что найти ответ в первой строчке «поисковика» невозможно. Каждому участнику предлагается выбрать один из трех путей: биолога, химика или программиста. На пути биолога и химика школьникам предложены вопросы на экологическую тематику. Приведем примеры: 1. Этот тяжелый серебристо-белый металл стал причиной первой в истории экологической катастрофы, произошедшей в Древнем Риме! Известно, что из этого пластичного металла изготавливали трубы в знаменитом римском водопроводе. В воду попадал тяжелый токсичный металл, что и вызывало массовые отравления. Какой металл стал причиной первой экологической катастрофы в Древнем Риме? (Свинец). 2. Лемуры являются самыми уязвимыми млекопитающими на Земле. Более 90 % видов этих животных встречаются на одном из островов нашей планеты и являются исчезающими видами, находящимися на грани вымирания. В 2009 году на острове произошел государственный переворот, заметно ухудшилось материальное положение населения, увеличилась незаконная рубка леса и активировалась браконьерская охота на лемуров. Их популяции стали сокращаться, а также стал наблюдаться повышенный спрос на мясо этих диких животных. На каком острове обитает больше всего лемуров? (Мадагаскар). Проектная сессия «Каникулы в ДНК» - самое масштабное и яркое мероприятие, в котором приняли участие 100 школьников города Вологды, а результатом стали 20 научных исследований и разработанных устройств в области биологии и техники. Авторами проектов выступили команды школьников под руководством педагогов-наставников из числа преподавателей вуза. В результате проектной сессии педагогами и вожатыми была создана уникальная практико-ориентированная образовательная среда, направленная на подготовку будущих кадров из числа детей и молодежи, в сфере биотехнологий и цифровых технологий через проектную деятельность. Команды работали над проектами с экологической направленностью: «Анализ микрофлоры воздуха в городской среде», «Изучение влияния условий среды на видовое разнообразие лишайников», «Умная эко-ферма» «Домашняя метеостанция», «Исследование влияния газированных напитков на прорастание лука» и другие. В дни школьных каникул обучающиеся смогли повысить уровень современных компетенций, которые помогут им в освоении образовательных дисциплин, а также в профессиональной ориентации. С 2021 года в городе Вологде реализуется муниципальный проект «Ревитализация реки Содемы с преобразованием прибрежных территорий». Под руководством педагога дополнительного образования, преподавателя кафедры биологии и химии ВоГУ, обучающиеся выполняют оценку экологического состояния реки Содемы. На занятиях школьники знакомятся с гидробиологическим оборудованием, осваивают методики экологических исследований водных экосистем, производят отбор проб воды и выполняют гидрохимический анализ. Результаты своей деятельности, обучающиеся представляют рабочей группе проекта, которую возглавляет мэр города Вологды. Олимпиада «Экология и безопасность» проводится в Центре ДНК дистанционно и включает пятьдесят вопросов. Тематика заданий касается как глобальных экологических проблем, так и региональных аспектов экологических знаний. Приведем примеры вопросов: 1. Где сосредоточены самые большие запасы пресной воды? 2. Как называется комплекс работ по восстановлению продуктивности и хозяйственной ценности разрушенных земель? 3. Какой фактор определяет верхнюю границу распространения жизни в атмосфере? Новый формат работы с обучающимися Центра ДНК - организация образовательных воркшопов «Естественно-научная лаборатория». Воркшоп (англ. workshop) - это форма проведения интерактивных мероприятий, коллективный метод обучения, подразумевающий активное участие каждого школьника. Воркшопы нашего центра направлены на повышение мотивации обучающихся к изучению естественно-научных дисциплин, популяризацию детской науки и организацию досуга школьников, а также способствуют формированию знаний и навыков ответственного поведения в природе. С целью формирования у детей представления о неповторимости природных объектов, необходимости сохранения биоразнообразия, с целью воспитания ответственного и бережного отношения к природе в Центре ДНК ежегодно проводятся конкурс детского творчества, посвященный Дню дикой природы и фотоконкурс «Живое лето». Таким образом, проектные и конкурсные мероприятия Центра ДНК можно с уверенностью назвать одним из путей формирования экологической культуры школьников.