Глава книги
Приемы эффективной модерации как средство повышения мотивации школьников к изучению биологии
В современном образовательном пространстве наиболее важными эффектами модерации являются повышение уровня личной ответственности обучающегося за итоги образовательного процесса, а также понимание и соответствие цели обучения особенностям личности ученика. Школьный предмет «Биология» является одним из примеров постоянного обновления знаний в связи с новыми открытиями и достижениями в таких областях научного знания, как биохимия, бионика, экология, селекция, генетика, биотехнология, клеточная и генная инженерия. С применением эффектов модерации в рамках образовательного процесса не только в школе, но и в учреждениях дополнительного образования можно достичь повышения уровня познавательного интереса к изучению окружающей среды и закономерностей жизни. Как следствие повысится уровень сформированности учебных, информационных и исследовательских компетенций, практических умений обучающихся. Организация занятий с опорой на приёмы модерации позволяет мотивировать учеников, стимулировать выявление их скрытых возможностей. Помимо этого, удовлетворенность обучающихся, их погруженность в процесс повышают мотивацию и самого педагога, так как он видит положительную обратную связь. Исходя из этого, одной из задач работы был анализ роли приемов модерации в организации учебного процесса по естественно-научным программам дополнительного образования детей. Объектом исследования являлись приемы эффективной модерации, а предметом - разработка и применение приемов модерации в программах дополнительного образования детей. При анализе литературы было найдено несколько определений «модерации», в своей работе мы использовали следующее: модерация как система связанных между собой условий и приемов организации групповой деятельности на уроке (занятии), которая состоит из нескольких приемов [1, 2]. Под приемами модерации, которые достаточно разнообразны и насчитывают около 200 вариантов, принято рассматривать «организацию обсуждения проблемы, посредством которой участники могут принять общие решения как свои собственные». Например: синектика, мозговой штурм, фишбоун, делфи, воркшоп, открытое пространство, мировое кафе, веб-квест, решение кейсов и др. [2]. Выявление значения приемов модерации в организации образовательного процесса проводилось в учреждении дополнительного образования детей «Дом научной коллаборации им. С. В. Ильюшина» (далее - Центр ДНК), открытом в 2019 году на базе Вологодского государственного университета. Нами было проанализировано 14 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ технической и естественно-научной направленности, в каждой из которых выявлено наличие приемов модерации. Так было выяснено, что прием кейс-стади (анализ случая, англ. Case study) присутствует практически в каждом разделе учебно-тематических планов всех курсов, является самым распространенным. Теоретическое либо практическое выполнение кейсов побуждает к активному мыслительному процессу во время решения конкретных задач из повседневной жизни (ситуаций). Они могут отражать проблемы прошлого (неоднозначность какого-либо научного открытия). Папка с заданиями может содержать проблемы сегодняшнего дня, а также ситуации будущего времени. Также очень востребованным и доступным приемом модерации является «мозговой штурм» (мозговая атака, англ. brainstorming) как очень быстрый способ нахождения разных (иногда непредсказуемых, фантастических) вариантов решения проблемы. Среди приемов модерации, которые наиболее удачно используются для интеллектуального развития, расширения эрудиции обучающихся, можно назвать веб-квесты и воркшопы. Веб-квест (с англ. web - сеть, (всемирная) паутина; quest - поиск) - смоделированное задание, в основе которого лежит элемент проблемного обучения, ситуация интеллектуального затруднения, а для решения проблемы используются ресурсы Интернета. В Центре ДНК были реализованы веб-квесты «Расшифруй ДНК» и «Знатоки природы», в которых приняли участие более 700 обучающихся 5-11-х классов. Технология воркшоп (workshop, с англ. «мастерская») - это совокупность различных теоретических данных, практических занятий и дискуссий на определенные темы. Критериями Workshop можно назвать возможность повысить компетентность по определенной теме; оценить активность каждого участника с оценкой его вклада в групповую работу; добавить обучающий тренинг. В дни школьных каникул был проведен Workshop «Естественно-научная лаборатория», участниками которого в 2021 году стали более 100 школьников 5-7-х классов. Среди педагогов - слушателей курсов повышения квалификации по программе «Педагог К-21. Эффективная модерация: приемы и способы работы с группой» (в 2020 году - 150 учителей, в мае 2021 года - 42 руководителя школ «Точек роста») было проведено анкетирование, результаты которого способствовали выявлению уровня осведомленности учителей и использования ими приемов эффективной модерации в профессиональной деятельности. Анкета была анонимной и состояла из шести вопросов. Оказалось, что большинство учителей являются сторонниками преобразований и реформ, проводимых в образовании. Часть респондентов (11 % со стажем до 10 лет, 29 % со стажем от 11 до 25 лет и 12 % со стажем более 25 лет) считают, что более эффективным является баланс между традиционными и современными активными приемами. Отрадно, что 56 % всех опрошенных могут назвать себя модераторами. Наибольшей осведомленностью о разнообразии современных интерактивных методов и приемов модерации обладают учителя со стажем до 10 лет. Это свидетельствует о готовности преподавателей включать методы эффективной модерации в образовательный процесс. Безусловно, меняется и роль педагога-модератора. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, то есть из «контролирующего органа» превращается в товарища, помощника, играющего в одной команде с обучающимися. Таким образом, при использовании приемов эффективной модерации, акцент в обучении переносится не просто на овладение готовым знанием, а на его выработку, на творческое взаимодействие школьника и учителя. Преодолевается классический недостаток традиционного обучения, который связан с недостаточным использованием эмоциональной и креативной составляющих участников процесса, «сухостью» и монологичностью изложения материала. Организация обучения на основе технологии модерации приводит к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и развитию способностей. Творческий характер обучения, увлеченность, позитивный настрой обучающихся оказывают мотивирующее действие и на педагога, позволяя долго сохранять работоспособность, уверенность и хорошее настроение. Эти эффекты применения технологии модерации полностью отвечают современным требованиям к образованию, обеспечивая достижение качественных результатов обучения и удовлетворение всех участников образовательного процесса. В заключение можно констатировать, что модерация способствует развитию универсальных учебных действий, в первую очередь из группы коммуникативных: умения слушать и слышать, обсуждать, аргументировать, ощущать себя частью команды, находить компромиссные решения. Однако использование только методов модерации в обучении не решает всех проблем и не должно становиться самоцелью. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных вариантов обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.