Глава книги
Игра как эффективное средство формирования мотивации к обучению на уроках биологии
Кардинальные изменения в современном обществе происходят во всех сферах общественной жизни, в том числе и в образовательной. Несомненно, хочется отметить, что современное общество отличается тем, что наблюдается тенденция к активному развитию науки, увеличению объема информации благодаря Интернету, а также необходимости ее поступления и обработки. Игровое обучение - одно из основополагающих технологий, применяемых в современной образовательной сфере. Игра является эффективным средством формирования мотивации к обучению на уроках биологии. Для формирования интереса к дисциплине учителям необходимо знать, какие игры на практике наиболее продуктивны и значимы для обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Данная статья посвящена проблеме внедрения в современную российскую общеобразовательную школу технологии игрового обучения, как одного из эффективных средств формирования мотивации к обучению на уроках биологии. Целью статьи является изучение особенностей использования игры на практике как эффективного средства формирования мотивации к обучению на уроках биологии. Игра - универсальная форма взаимодействия учителя с учеником и один из эффективных способов активизации деятельности ученика [1]. Она многофункциональна: через нее передается социальный опыт; в ней ребенок может проявить свою активность, взаимодействуя с окружающим миром; в ней высвобождаются творческие силы, недостаточно востребованные в учебе [3, с. 40-41]. Применение технологии игрового обучения ведет к спорному мнению: с одной стороны, игра делает процесс усвоения учебного материала на уроке биологии более увлекательным, задачи предстают в виде игровых ситуаций, ребенок с удовольствием их решает, но, с другой стороны, чрезмерное использование игровых технологий грозит постепенным отказом от традиционных форм обучения, которые имеют большие плюсы и проверены временем [2]. В современной образовательной сфере основной задачей игры на уроках биологии является не только повышение мотивации к обучению, но и эффективное средство оживления урока в процессе практического усвоения знаний и навыков учащихся. Формирование мотивации играет важную роль в развитии личности школьника, так как начинается период перестройки ценностных ориентаций. По мнению И. П. Подласого [4], мотивы - главные движущие силы познания. Мотивация как процесс изменения состояния и отношений личности основывается на конкретных целях, причинах, побуждающих личность совершать какие-либо действия. Мотивы могут определяться отношением школьника к предмету биологии его деятельности, направленностью на эту деятельность. Таким образом, для гармоничного развития личности школьника важно сочетание различных мотивов. Так, сочетание в оптимальных пропорциях игры с другими формами учебной деятельности на уроке биологии является сложным и необходимым действием преподавателей. Применяя игры на уроке, важно и необходимо соблюдение некоторых условий [5, с. 77]: - гармония игры и учебно-воспитательной цели данного урока, - соразмерность с возрастными особенностями учащихся, - умеренность в использовании игр на уроках. Игры для повышения познавательной активности можно классифицировать на [5, с. 78]: - игра-состязание, - имитационно-моделирующая игра, - игра - направляемая дискуссия. В играх-состязаниях действия учащихся-игроков ограничиваются правилами и направляются к победе, получению приза. Класс делится на команды. Ученикам выдается определенное задание, которое они должны выполнить за ограниченное количество времени и в рамках конкретных правил. Чтобы ученику достичь поставленной цели, ему нужно совершать активные действия. Считаем, что такие игры на уроках биологии целесообразно применять на контрольных уроках, что будет стимулировать активное познание материала учеником [4]. Имитационно-моделирующие игры. На этих уроках дается возможность применения имеющихся знаний у учеников на практике. Игра может быть индивидуальной или групповой. Лучше всего применять их на этапе закрепления материала, после нескольких пройденных тем. Игра - направляемая дискуссия - лучший вариант для того, чтобы показать проблемность темы, существование противоположных идей и их кардинального различия. Достоинство этой игры состоит в том, что она позволяет активно включиться в игру детям разного уровня подготовки. Базой для организации игровой деятельности становится противопоставление, столкновение мнений. Ученики активно обсуждают проблемный вопрос и в дискуссии находят истину. Направляемая дискуссия может содержать в себе наглядно-образный и словесно-логический характер. В первом случае знания, которые приобретаются детьми, усиливаются эмоциями, становятся «прочувствованными», а во втором - приобретаемые знания строятся на логике и обоснованных аргументах. На сегодняшний день существует множество игр, которые широко применяются как приемы обучения. Биология является одной из наиболее подходящей тому, чтобы ее материал преподавался учащимся с помощью учебных игр, этому содействует упорядоченность, осмысленность, универсальность и общезначимость получаемых знаний в курсе биологии. Биологические знания формируют у учащихся отношение к жизнедеятельности человека как индивида. В процессе учебных игр у школьника развивается представление о биологической картине мира. Для организации урока с проведением игры учителю необходимо тщательно подготовиться, он должен продумать все основные этапы урока: организационный момент, целеполагание, содержание игры, закрепление, рефлексию, а также педагог должен уметь ее правильно организовать [3, с. 40-41]. В игре одновременно могут воспитываться такие положительные качества, как свобода, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность. Включение игр в уроки биологии делает процесс обучения более интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в освоении учебного материала. Приемы зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности [2]. Подводя итог, можно сформулировать следующие аспекты: 1) игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся; 2) правильно организованная, с учетом специфики учебного материала, игра тренирует память, помогает учащимся выработать различные умения и навыки на уроке биологии; 3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и интерес к предмету; 4) игра - оно из средств преодоления пассивности учеников. Таким образом, можно сделать заключение, что, внедряя в учебный процесс по биологии технологию игрового обучения, можно повысить качество образования посредством активизации познавательной деятельности, а также развить личностные качества современных школьников. Использование игр на уроках делает образовательный процесс более эффективным и дает возможность формировать положительное отношение к умственной деятельности, повышает интерес к предмету.