Глава книги
Некоторые комментарии к новому ФГОС ООО
С начала ХХI века общее образование в нашей стране все больше оказывается под воздействием сил, вызывающих необходимость его изменения и интенсивного развития. Поэтому в системе общего образования активно идут инновационные процессы: изменяются содержание и методика; внедряются вариативность, интегрированность и диверсификация образовательных программ, при этом в них повышается роль гуманистических и социальных компонентов; обучение строится на принципиально новой, компетентностной, личностно-ориентированной, деятельностной и цифровой модели образования. Однако в биологическом образовании школьников традиционно сохраняются и требования развития у учащихся представлений о естественно-научной картине мира, экологического миропонимания и приобщения школьников к экологической культуре, развития творческой деятельности, самообразования и способности учащихся к принятию самостоятельных решений в жизни. В это же время на смену единообразию и унификации школьного учебника пришло их многообразие и вариативность. Если с середины ХХ века в стране были распространены обязательные - один предмет, одна программа и один унифицированный учебник, то в конце века стало - один предмет, к нему много вариативных (авторских) линий программ и несколько разных учебников. Однако, как отмечают педагоги, за множественностью выбора стоит и ответственность, и отказ от одного в пользу другого, и нарушение преемственности, и многое другое. Вместе с тем можно с уверенностью утверждать, что увеличение количества вариантов учебников по школьным предметам, в первую очередь, обязывает к большой ответственности не только учителей при выборе школьных учебников, но и авторов в создании этих учебников. Поскольку всегда следует помнить, что школьный учебник - это один из важнейших компонентов образовательного процесса, оказывающий влияние на всю дальнейшую судьбу человека. Известно, что школьный учебник должен решать не только вопросы предметного содержания в аспекте авторских научных, методических, культурологических и других подходов, но также учитывать вопросы содержания в требованиях государственных стандартов современного образования, предъявляемых к средней школе и учебникам, которые, в свою очередь, обусловлены требованиями современного общества, достижениями в области наук, теории школьного образования, методики обучения, воспитания и развития учащихся, а также требованиями теории учебной книги и ее возрастосообразности. В этом и заключается двуединая сущность школьного учебника: предметное содержание и способы его усвоения. 21 мая 2021 года в России вышел новый государственный стандарт для основной школы. Вышла примерная рабочая программа основного общего образования с содержанием учебных предметов и тематическим планированием по годам изучения и по дисциплинам. Каких-либо новых - общих - идей и направлений в этих документах практически нет. Но отметим как положительное то, что в нем, наконец-то, в «целях» и «задачах» общего биологического образования, названных для основной школы, указана необходимость формирования экологической культуры. Там сказано: «Формирование биологической и экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и сохранения окружающей среды». Среди личностных требований выделена как отдельная задача с пояснением: «Экологическое воспитание как ориентация в применении биологических знаний для решения задач в области окружающей среды. Осознание экологических проблем и путей их решения и готовность к участию в практической деятельности экологической направленности». В таком виде использование понятия «экологическая культура» не выражает задач формирования его как общекультурного и личностного свойства в образовании школьников, но и в такой форме его применение ценно. Знакомство с содержанием и тематическим планированием учебного предмета показывает, что растения, грибы и бактерии теперь будут изучаться в 6-м и 7-м классах при одном часе в неделю, а животные - в 8-м классе, с двумя часами в неделю. В 9-м классе представлен лишь вариант линейного изучения биологии с дисциплиной - «Человек и его здоровье». Существенные изменения обозначены в содержании курса биологии 5-го класса. Если в предыдущем госстандарте это был учебный предмет переходного типа - от естествознания в начальной школе к биологии в основной школе, то теперь это полновесный курс предмета «Биология» с целым рядом сложных общебиологических понятий. Среди них: организм как единица строения и жизнедеятельности организмов и как единое целое, доядерные и ядерные организмы, свойства организма, разнообразие и классификация организмов, система живого мира, клетка, ткани, природные сообщества, пищевые связи, пищевые цепи и сети питания, производители, потребители и разрушители органических веществ, круговорот веществ в природе, неустойчивость искусственных сообществ, смена природных сообществ, природные зоны и ландшафты Земли, глобальные экологические проблемы. Все это сопровождается большим количеством новых для ученика терминов, которые нужно понять и запомнить при обучении в 5-м классе, с одним часом в неделю. Удивляет факт переноса темы «Природные сообщества» из курса биологии 7-го класса в курс 5-го класса, без изменения и упрощения ее содержания. При этом удивляет и то, что в 7-м классе вводится новая тема «Растения в природных сообществах»: с обсуждением роли растений в растительных сообществах и о взаимосвязи их с другими организмами. Включена также тема «Растения и среда обитания», «Экологические факторы» и ряд других вопросов, которые изучались раньше в 5-м классе как начало изложения общих знаний о среде и факторах среды, а теперь они предложены для 7-го класса. Для учителя-биолога и для биолога-ботаника и геоботаника развитие понятия «природное сообщество»: от целостного явления «природное сообщество» (или биогеоценоз, по В. Н. Сукачёву) к его отдельной части - «растительное сообщество», или «фитоценоз» - это неудачный вариант изложения данного учебного материала, предложенный в названных документах для школы. Также необоснованно мало - 3 часа - учебного времени выделено на изучение бактерий, грибов и лишайников. Удивляет в новом госстандарте и логика изложения учебного материала в 6-м классе. Если раньше было: растение, его строение и функции, затем - многообразие и значений растений в природе и для человека, то теперь ботаника в 6-м классе представлена в двух темах - «Растительный организм» (6 ч.) и «Строение и жизнедеятельность растительного организма» (27 ч.) с подтемами: питание, дыхание, транспорт веществ, рост, размножение и развитие растения. В такой логике расположения учебного содержания учителю будет сложно излагать, а ученику - сложно понять особенности названных процессов жизнедеятельности и трудно пользоваться учебниками, имеющимися в настоящее время в школе. Нужна срочная переработка существующих учебников, чтобы дети могли понять причинно-следственные связи между функциями и органами, реализующими их. Все остальное в новом документе, как и в прежнем ФГОС, - также направляет основной смысл школьного образования - не на формирование и накопление знаний в процессе обучении, а на формирование и развитие потенциала личности, ориентацию ее на достижение, в первую очередь, личностных результатов, таких как инициативность, самостоятельность в принятии решений, творчество, патриотизм, мотивация к непрерывному образованию и профессиональному росту, к цифровизации, использованию дополнительных источников для предметной и творческой деятельности ученика, которые составляют характеристику современного культурного типа личности.