На основе обзора исследований по проблеме нравственного развития личности в отечественной психологии обосновывается необходимость ее рассмотрения с позиций становления соответствующей мотивационно-смысловой сферы личности. Далее определяются социально-психологические условия и механизмы ее формирования, которые могут быть использованы в образовательном процессе в школе, предлагаются показатели оценки высокого уровня развития нравственной мотивационно-смысловой сферы личности в подростковом и юношеском возрасте. Basing on the domestic psychological investigations on the problem of a personality's moral development, the author of the article proves the necessity of its studying in the context of forming the corresponding motivational-conceptual sphere of a personality. The author determines the socio- psychological conditions and mechanisms of its forming, which can be used in the school educational process, and proposes the indices of estimating a high-level moral and motivational-conceptual sphere development among teenagers and young adults.
Шафикова Г. Становление нравственной мотивационно-смысловой сферы личности школьников. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008;(62):317-325.
1. Марцинковская Т. Д. История психологии: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. зав. - М.: Изд. Центр «Академия», 2001. - С. 416-444.
2. Антилогова Л. Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности: Автореф. дис. д-ра психол. наук. - Новосибирск, 1999.
3. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. - М.:ИНФРА-М, 1999.
4. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии // Избранные психологические труды. - М.: Изд-во Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.
5. Леонтьев Д. А. Психология смысла. - М.: Смысл, 2000. - С. 120.
6. Братусь Б. С. Психология. Нравственность. Культура. - М.: Роспедагенство, 1994. - С. 29.
7. Сафин В. Ф. Самоопределение личности: теоретические и эмпирические аспекты исследования: Монография. - Уфа: Гилем, 2004. - С. 201-205.
8. Кондрашов В. А., Чичина Е. А. Этика. Эстетика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - С. 188-219.
9. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995. - С. 335.
10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - С. 318.
11. Сосновский Б. А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование). - М.: Прометей, 1993. - С. 51.
12. Рахимов А. З. Нравственная психология: Учебное пособие. - Уфа: НОК, 1995. - С. 34-38.
13. Шафикова Г. Р. Взаимосвязь креативного и нравственного становления личности подростка: Дис. канд. психол. наук. - Казань, 2000
14. Шафикова Г. Р. Развитие нравственности современных школьников // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - Сер. Акмеология образования. - 2006. - № 3. - С. 24-28.