Идеология как область духовной культуры представляет собой синтез эстетических, религиозных, научно-философских представлений. Религиозно- философские произведения православного метафизика И. А. Ильина - одного из ярких представителей «русского философского ренессанса» первой половины ХХ века - представляют собой факт проникновения «иррациональной» непрямой референции в рациональный дискурс. Механизмом, обусловливающим системную упорядоченность языковых средств, является мифологема события Бога и человека, воплощенная в инвариантном когнитивном символе Дух/дух. Работа механизма обеспечена системой функторов - узловыми звеньями семантической сети дискурса как онто-гносеологической конструкции. Каждый из функторов есть эксплицитное или имплицитное воплощение первичного символа Дух/дух в сигнификативно- денотативном или коннотативном виде. Описанный механизм трансформации когнитивного символа в текст в дискурсе И.А. Ильина уникален и сам по себе, и как лингвокультурологический феномен. The Ideology as a field of spiritual culture is a synthesis of the aesthetic, religious and philosophical science ideas. Religious philosophical works of the Orthodox metaphysician I. A. Ilyin - one of the brightest representatives of the Russian philosophical Renaissance of the first half of the 20th century - are regarded as a fact of penetration of the irrational indirect designation into the rational discourse. The device, causing the systematic coordination of linguistic means, is a mythologeme of the coexistence of God and man, personified in the invariant symbol Spirit (as a category of God) / spirit (as a category of man). The work of this device is insured by the system of functional units - the main links of a semantic network of discourse as an occurringcognitive construction. Each of these occurring-cognitive constructions is an explicative or implicative personification of the primary symbol of Spirit/spirit in a significant-denotative or connotative way. The process of transformation of a cognitive symbol into text described by I. A. Ilyin is unique by itself and as a linguoculturological phenomenon.
Стародубец С. Системно-структурная организация инвариантого символа дух/дух в дискурсе И. А. Ильина. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008;(86):272-280.
1. Алефиренко Н. Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, сознания и культуры. М.: Academia, 2002. 394 с.
2. Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь: Репринтное воспроизведение издания 1900 г. М.: Изд-во «Отчий дом», 2002. 1120 с.
3. Гиренок Ф. Археография событий // Cобытие и смысл. Синергетический опыт языка. М.: ИФРАН, 1999. С. 67-87.
4. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. Исследование. Т. 1-2. М.: «Издательство АСТ», 2002. 589 с.
5. Ильин И. А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний: Соч. в 2 т. М.: Московский философский фонд Издательство «Медиум», 1994. Т. 2. С. 305-475.
6. Ильин И. А. Путь духовного обновления // Ильин И. А. Собр. соч. в 2 т. М., 1994. Т. 2. C. 75-305.
7. Ильин И. А. Путь к очевидности // Ильин И. А. Почему мы верим в Россию: Сочинения. М.: Эксмо, 2007. С. 731-910.
8. Ильин И. А. Религиозный смысл философии // Ильин И. А. Собр. соч. в 2 т. М., 1994. Т. 2. С. 7-75.
9. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. 779 с.
10. Киселев А. Ф. Иван Ильин и его поющее сердце. М.: Логос: Университет, 2006. 270 с.
11. Мальцева А. В. Религиозно-политический акт (Политическая философия И. А. Ильина). М.: МАКС Пресс, 2005. 604 с.
12. Мышкина Н. Л. Лингводинамика текста: контрадиктно-синергетический подход: Автореф. дис. на соис. учен. степ. д-ра филол. наук. Уфа, 1999. 43 с.
13. Оботурова Г. Н. Миф в структуре познания и деятельности: Автореф. дис. на соис. учен. степ. д-ра филол. наук. М., 1999. 40 с.
14. Петраков А. А. Проблема символа в русской философии ХХ века (П. А. Флоренский, А. Ф. Лосев, С. Н. Булгаков, А. Белый): Дис. на соис. учен. степ. канд. философ. наук. М., 2006. 162 с.
15. Полторацкий Н. П. Иван Александрович Ильин. Жизнь, труды, мировоззрение // Ильин И. А. Кто мы? О революции и религиозном кризисе наших дней. М.: Русская книга, 2001. С. 243-478.
16. Селиванов А. И. Метафизика в культурологическом измерении // Вопросы философии. 2006. № 3. С. 49-64.
17. Сергеева Е. В. Бог и человек в русском религиозно-философском дискурсе. СПб.: Наука, САГА, 2002. 186 с.
18. Финько М. В. Религиозно-философская концепция русской культуры: На материале работ И. А. Ильина: Дис. на соис. учен. степ. канд. философ. наук. М., 2004. 303 с.
19. Флоренский П. У водоразделов мысли // Флоренский П. Христианство и культура. М.: «Фолио», 2001.
20. Шевцова Н. П. Проблема ценности в творчестве Н. А. Бердяева и И. А. Ильина: общее и особенное: Дис. на соис. учен. степ. канд. философ. наук. М., 2004. 204 с.
21. Яковлева Е. С. О понятии «культурная память» в применении к семантике слова // Вопросы языкознания. 1998. № 3. С. 43-73.