RT - научная статья SR - Electronic T1 - Системно-структурная организация инвариантого символа дух/дух в дискурсе И. А. Ильина JF - Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена SP - 2023-07-10 A1 - Стародубец, Светлана Николаевна YR - 2008 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/5875 AB - Идеология как область духовной культуры представляет собой синтез эстетических, религиозных, научно-философских представлений. Религиозно- философские произведения православного метафизика И. А. Ильина - одного из ярких представителей «русского философского ренессанса» первой половины ХХ века - представляют собой факт проникновения «иррациональной» непрямой референции в рациональный дискурс. Механизмом, обусловливающим системную упорядоченность языковых средств, является мифологема события Бога и человека, воплощенная в инвариантном когнитивном символе Дух/дух. Работа механизма обеспечена системой функторов - узловыми звеньями семантической сети дискурса как онто-гносеологической конструкции. Каждый из функторов есть эксплицитное или имплицитное воплощение первичного символа Дух/дух в сигнификативно- денотативном или коннотативном виде. Описанный механизм трансформации когнитивного символа в текст в дискурсе И.А. Ильина уникален и сам по себе, и как лингвокультурологический феномен. The Ideology as a field of spiritual culture is a synthesis of the aesthetic, religious and philosophical science ideas. Religious philosophical works of the Orthodox metaphysician I. A. Ilyin - one of the brightest representatives of the Russian philosophical Renaissance of the first half of the 20th century - are regarded as a fact of penetration of the irrational indirect designation into the rational discourse. The device, causing the systematic coordination of linguistic means, is a mythologeme of the coexistence of God and man, personified in the invariant symbol Spirit (as a category of God) / spirit (as a category of man). The work of this device is insured by the system of functional units - the main links of a semantic network of discourse as an occurringcognitive construction. Each of these occurring-cognitive constructions is an explicative or implicative personification of the primary symbol of Spirit/spirit in a significant-denotative or connotative way. The process of transformation of a cognitive symbol into text described by I. A. Ilyin is unique by itself and as a linguoculturological phenomenon.