Предлагаемая методика разработана для диагностики ценности мотивов успеха и их иерархии, входящих в факторную структуру мотивации достижения, тесно связанной с мотивацией учения и адаптацией личности. Дедуктивная стратегия в конструировании методики базируется на теоретических представлениях об успехе и мотивации достижения Л. И. Божович, С. И. Ефремовой, Ю. М. Орлова, Г. А. Тульчинского, Х. Хекхаузена. Методика может быть полезна для изучения взаимосвязи мотивации достижения успеха, мотивации учения и адаптации студентов в вузе, ценностных установок студентов в процессе обучения в вузе, психодиагностике в мотивационном тренинге и в целом для построения прогноза социального развития личности. The author of the paper proposes a new technique for psychodiagnostics of value of achievement motives and their hierarchy closely related to learning motivation and personality adaptation. The deductive strategy of the technique designing is based on the theoretical ideas of L. I. Bozhovich, S. I. Efremova, H. Heckhausen, Yu. M. Orlov, G. A. Tulchinsky. The technique can be used for studying of the correlation among achievement motivation, learning motivation and adaptation of students, value attitudes in the learning process, for motivational training and for the prediction of a personalitys social development.
1. Афанасьева Н. В. Диагностика мотивации достижения у школьников 9-11 лет//Психологическое обозрение. 1998. № 31. С. 62-70.
2. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006. 351 с.
3. Вопросы детской и педагогической психологии на ХIII международном конгрессе психологов/Под. ред. А. А. Смирнова. М.: Просвещение, 1969. 256. С. 145.
4. Ефремова О. И. Успех как социокультурный феномен: Автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1993. 17 с.
5. Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений//Психологический журнал. Т. 27. 2006. № 1. С. 35-43.
6. Козиевская Е. В. Профессиональная самооценка в развитии мотивации достижения государственных служащих: Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1998. 25 с.
7. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 479 с.
8. Овчинников М. В. Динамика мотивации учения студентов педагогического вуза и ее формирование: Дис. канд. психол. наук. Курган, 2007. 159 с.
9. Орлов Ю. М. Потребности в достижениях в учебной деятельности/В кн.: Потребности и мотивы учебной деятельности. М., 1976. С. 26-46.
10. Пакулина С. А. Адаптивные способности студентов педагогического вуза: структура, факторы и средства развития. М.: Изд-во СГУ, 2008. 201с.
11. Тульчинский Г. А. Разум, воля, успех: О философии поступка. Л., 1990. 79 с.
12. Хаммер Я. С. Профессиональный успех и его детерминанты//Вопросы психологии. 2008. № 4. С. 147-153.
13. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т./Пер. с нем. М.: Педагогика, 1986.