Статья
Этнокультурное образование как проблема современной педагогической науки
А. Афанасьева
2008
Рассматривается феномен этнокультурного образования, его проблематика,пути и подходы к его реализации. Выявляются векторы изучения этнокультурного образования, его границы, характерные типы концепций в современной педагогике. Этнокультурное образование рассматривается как возможный инструмент разрешения противоречий глобализации, противовесом ее разрушительного действия, ведущего к унификации культур, к замене национальных культур всеобщей массовой культурой, к духовной деформации личности в обществе потребления. Утверждается, что моноэтнический вектор этнокультурного образования необходим для сохранения национальной идентичности, а полиэтнический вектор является инструментом для разрешения межнациональных противоречий и формирования толерантности в межкультурном взаимодействии. Анализируются этнопедагогический и культурологический подходы, их взаимодействие в «этнографии детства» и базовая роль для осуществления этнокультурного образования в педагогическом процессе, высказывается необходимость системного подхода, принципов междисциплинарности, многоуровневости в проектировании. In article the phenomenon of ethnocultural education, its problematics, ways and approaches to its realisation is considered. Comes to light vectors of studying of ethnocultural education, its border, characteristic types of concepts in modern pedagogics. Ethnocultural education is considered as the possible tool of resolution of conflicts of globalisation, a counterbalance of its destructive action conducting to unification of cultures, replacement of national cultures with a general mass culture, spiritual deformation of the person in a consumer society. Affirms, that the monoethnic vector of ethnocultural education is necessary for preservation of national identity, and the polyethnic vector is the tool for the permission of international contradictions and tolerance formation in intercultural interaction. Ethnopedagogical and cultural urological approaches, their interaction in «childhood ethnographies » and a base role for realisation of ethnocultural education in pedagogical process are analyzed, necessity of the system approach, principles in designing expresses.
Афанасьева А. Этнокультурное образование как проблема современной педагогической науки. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008;(68):100-116.
Цитирование
Список литературы
1. Солодухина Т. К. Этнокультурное образование русских школьников в полиэтническом регионе (На материале Республики Бурятия): Дис.... д-ра пед. наук. М., 2005.
2. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т. 24.
3. Чернова О. В. Языковая политика в СССР в 1917-1941 гг: основные тенденции//Реальность этноса. Педагогическое образование как важнейший фактор сохранения и развития культуры северных народов. СПб., 2007.
4. Окладникова Е. А. Этнические ценности//Этнос. Общение. Ценность. Вып. 2. СПб., 2004.
5. Воловикова М. Л. Поликультурное образование как часть педагогической культуры преподавателя:http://www.relga.rsu.ru/n37/obraz37.htm
6. Кирвель Ч. С., Стрельченко В. И. Глобализация образования и социальные стратегии современности//Диалог поколений и культур в контексте глобализации. СПб., 2007.
7. Лесков Л. В. Синергетика культуры//Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 2004. №5.
8. Волков Г. Н. Этнопедагогика. 2-е изд. М., 2000.
9. Тимофеева Р. Е. Национальная культура в постдипломном образовании педагогов. Якутск, 1998.
10. Белогуров А. Ю. Становление и развитие этнорегиональных образовательных систем в России на рубеже XX-XXI веков: Дис.... д-ра пед. наук. Пятигорск, 2003.
11. Денисова Г. С., Радовель М. Р. Этносоциология//Библиотека «Полки букиниста»:http://polbu.ru/denisova_ethnosociology.
12. Буторина Т. С. Национально-региональный компонент в образовании и воспитании в условиях Архангельской области//Национально-региональный компонент в образовании. Архангельск, 1994.
13. Николаева Э. И. Региональный компонент в структуре образования: опыт, поиски, решения//Академические чтения. Вып. 3. Теория и практика модернизации отечественного образования. СПб., 2002.
14. Воронцова М. В. Региональный компонент в образовании//Академические чтения. Вып. 3. Теория и практика модернизации отечественного образования. СПб., 2002.
15. Добрынина З. Е. Москва приезжая. Национальные диаспоры и уроженцы: как мы друг к другу относимся//Российская газета. 2006. 30 августа.
16. Дробижева Л. М. Части и целое. Необходимо отделить социальное от этнического//Независимая газета. 2006. 26 сентября.
17. Валицкая А. П. Новая школа России: культуротворческая модель. СПб., 2005.
Похожие публикации