Глава книги
ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Одним из путей реализации задач, стоящих перед учреждениями образования, является создание системы воспитания и обучения, стимулирующей творческое развитие личности, что позволит ей гибко реагировать на изменяющиеся условия жизни. Такая образовательная система подразумевает освоение обучающимися продуктивных форм и видов «взрослой» профессиональной деятельности через создание собственной траектории развития. Освоение творческо-продуктивных способов деятельности и развитие творческих качеств личности в детстве является действенным фактором ее успешности в будущем. Теория и практика школьного образования, как в целом и все российское образование, претерпевает существенные изменения, что подразумевает поиск механизмов управления качеством образования, создание новых педагогических моделей развития творческой личности ребенка. Несмотря на серьезные исследования по проблемам развития творческих способностей детей И. Я. Лернера, Н. М. Скаткина, Н. С. Лейтес, Д. Б. Богоявленской, Н. Д. Дружинина, A. M. Матюшкина, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, В. Д. Шадрикова. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожец, А. А. Мелик-Пашаева, А. И. Савенкова и многих других остаются нерешенными вопросы непрерывного творческого развития подрастающего поколения в образовательных учреждениях1. 1 Психология одаренности и творчества: Сборник научных трудов участников Международной научно-практической конференции, Москва, 5-6 ноября 2019 г. / науч. ред. А. И. Савенкова, Л. И. Ларионова. [Электронный ресурс] М.: Известия ИППО, 2019. 333 Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Наиболее перспективной тенденцией современного образования все чаще называется выработка новых подходов к организации и психолого-педагогическому сопровождению обучения продуктивной деятельности ребенка, которая начинает рассматриваться в качестве одного из направлений модернизации образования. Такое возможно лишь при разработке обоснованной дидактической системы воспитания и развития учащегося, построенной на философско-мировоззренческой основе и нацеленной на развитие интеллектуально-творческих, духовно-нравственных возможностей личности. Особенно остро задача развития и саморазвития творческой, успешной личности стоит для воспитанников закрытых образовательных учреждений - детских домов, оздоровительных санаториев, детских садов круглосуточного типа и других, где ребенок длительное время ограничен определенным социумом и микросредой. Создание педагогических условий в таких образовательных учреждениях и их кадровое обеспечение должны стать одним из важнейших направлений российского образования. К сожалению, несмотря на теоретическую проработанность многих ведущих учебных программ для школьного образования, результативность образовательного процесса на выходе выпускников в плане освоения продуктивных способов деятельности недостаточно высока. Часто, зарождающаяся творческая активность ребенка гасится самим авторитарным стилем педагогов, где преобладает репродуктивная деятельность ребенка. Изменению ситуации в целом может способствовать лишь системный подход к воспитанию и развитию, где все образовательные ресурсы (среда, программы, технологии, системы управления и развития, субъекты образования и их партнеры) будут нацелены на раскрытие творческих способностей, успешности и продуктивности каждого учащегося. Особые требования сегодня выдвигаются в первую очередь к образовательной системе, на которую возлагается особая ответственность за освоение ведущих управленческих и иных технологий, способствующих переводу каждого человека и образовательного учреждения в режим саморазвития и реализации творческих возможностей. Однако понять природу творческого потенциала личности человека без понимания сущности творчества и соотнесения его с человеческой деятельностью невозможно. Человек всегда стремился к активной деятельности, и чем более эта деятельность насыщена и разнообразна, чем более она отвечает природе и потребностям индивидуума, тем успешнее развиваются потенциальные возможности личности. Активная деятельность является единственной формой развития, самореализации и раскрытия потенциальных возможностей человека. 334 В психологической науке более известно определение творчества как психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в (относительно) новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности. Сторонники данного подхода акцентируют свое внимание на продуктах творческой деятельности. Как отмечает Д. Б. Богоявленская, «не только в обыденном сознании, но и в научной литературе широко распространено определение творчества не по процессуальной стороне - механизму, а по результату - продукту (создание нового)»2. Творчество - это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. В творческой деятельности человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности. Творчество как деятельность человека, направленно на создание качественно новых ценностей, новых идей, это открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление является предметом усмотрения связей в изучаемом предмете, в результате которого или предметная реальность, или субъективно новое знание, или же идеальный образ3. Для того, чтобы дети развивали способности к творческому мышлению, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих способностей. Вместе с тем, анализ исследований свидетельствует о необходимости решения противоречия между высоким уровнем теории и практики художественно-педагогического образования и недостаточностью разработки дидактических основ подготовки обучающихся к творческой активности в любых сферах профессионального деятельности. Творческое развитие личности посредством погружения в искусство построено на основе интеграции учебной, развивающей продуктивной деятельности обучающихся по изучению, творческому освоению декоративно-прикладного творчества. В образовательном процессе применяются методы, направленные на исследование и творческое осмысление художественного образа образовательного продукта, разрабатываются программные и учебно-методические материалы, обеспечивающие процесс продуктивной деятельности. Таким образом, творческая активность, с одной стороны, отражает комплекс интеллектуальных способностей, творческие и личностные проявления (эмоциональные, волевые, поведенческие), с другой, представляет собой синтез биологических и социальных возможностей человека, удовлетворяющих его потребность в творческой самореализации и саморазвитии. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. Пономарев Я. А. Психология творческого мышления. М.: АПН РСФСР, 1960. 335 Современные исследования подтверждают, что только при эффективном целенаправленном развитии и саморазвитии всех потенций человека возможно воспитание гармонично развитой творческой личности. Личности, в которой так нуждается современное общество, образ которой пытается смоделировать педагогическая и психологическая наука и практика. Специалиста, оперативно овладевающего новыми технологиями, ориентирующегося в усложняющемся информационном пространстве и социокультурной среде; конкурентоспособного профессионала, успешного, позитивного и толерантного; умеющего конструировать и моделировать, созидать и творить.