Глава книги
ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА В КИТАЕ: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
История джаза как формы западной музыки в Китае может быть отслежена от начала прошлого века. Колыбелью джазовой музыки в Китае в 1930-1940-е гг. был Шанхай, где происходили довольно масштабные джазовые выступления и работали джазовые музыканты высокого уровня. Однако китайский джаз того времени в основном выражался в аккомпанементе к танцам. После появления в Китае, джаз довольно быстро приобрел популярность в Шанхае и в 30-40-е гг. ХХ в. превратился в процветающую музыкальную культуру, о чем свидетельствовали многочисленные танцплощадки, клубы и бары, где звучал джаз. Аудитории, где исполнялся джаз, делились на две категории: закрытые иммигрантские клубы для ограниченного круга людей и коммерческие увеселительные заведения. Закрытые заведения включали в себя французские, американские, итальянские, еврейские и русские клубы. К заведениям второго типа относились все бары на шанхайской улице Чжубао Сань, дансинг-холлы «Цзюэлу» (Ц#в переводе с кит. «Титул и жалование») и «И Пинсян» (-ппр# в переводе с кит. «Благоухание») на улице Юй Чацин, «Да Хуа» (Х^в переводе с кит. «Великий Китай») и «Юэ гун» (И Шв переводе с кит. «Дворец луны») на улице Сычуань Бэй, дансинг-холл «Дадун» (J\^Rв переводе с кит. «Дальний восток») внутри универмага Вингон (кит. 7Ш£Щ), дансинг-холл в ресторане «Янцзы». На третьем этаже «Парк отеля» (Park Hotel, кит. ±ШШ/£), рестораны на четырнадцатом этаже отеля и восьмом этаже ресторана «Цзинь мэн» (^П в переводе с кит. «Кимэн»), ресторан «Синду» (IPtIiPв переводе с кит. «Новый капитал») на шестом этаже и зал «Микс» (кит. ЛIUT) на седьмом этаже здания компании «Синсин» (§?§? в переводе с кит. «Бурное развитие»), ресторан на пятом этаже здания компании «Дасинь» СШ «Thesun» в переводе с кит. «Солнце»), гранд-отель «И юань» (Шв переводе с кит. «Сад отдыха») и т. д.Кафе «D. D.S» (ЙШМв переводе с кит. «Сладостно») на проспекте Сяфэй (S^в переводе с кит. Джоффре, (анг«Avenue Joff re»)), кафе «Цзюэши» (Hi в переводе с кит.«Jazz») и кафе «Шэнтай юэ» (ШХ% в переводе с кит. «Совершенно счастливый») на улице Юй Чацин и др., во всех этих заведениях играли джаз - и это лишь самые известные заведения, где играли джаз. Конечно, в Шанхае 30-х и 40-х гг. ХХ в. они возникали не одновременно. Но, согласно неполной статистике, одних лишь дан- 312 синг-холлов насчитывалось около 50-601. Из этого можно сделать вывод о степени процветания джаза в Шанхае того времени. Необходимым условием для проникновения джаза в Шанхай и его процветания являлась интернационализация населения и последующая диверсификация культуры. Джаз представлял собой классическую городскую культуру, и его процветание в Шанхае было неразрывно связано с развитием урбанизации. Лучшим показателем урбанизации того или иного города является уровень его экономического развития. В начале ХХ в. экономика Шанхая стремительно шла вперед, что послужило экономической основой для процветания джазовой музыки. Стремительное развитие развлекательной индустрии в Шанхае начала ХХ в. стало одним из важнейших условий развития джаза. С 1917 по 1937 г. наблюдалось повсеместное распространение и развитие кино, театра, радио, книжных магазинов, дансинг-холлов, игровых площадок, новостных бюро, печатного дела и т. п. Эффективное взаимодействие кино, танцплощадок и радио стало еще одним фактором стимулирования развития джазовой музыки. На раннем этапе джаз-бэнды дансинг-холлов, клубов и кафе Шанхая в основном состояли из иностранных учителей музыки. По самым грубым подсчетам на момент наивысшей точки развития индустрии развлечений в смешанных сеттльментах, иностранных учителей музыки насчитывалось более 500-600 человек2. Большинство являлись выходцами из Филлипин. К наиболее известным коллективам того времени относились: бэнд «Танчарс»; бэнд клуба Сяньюэ - «Лопин»; бэнд дансинг-холла Мигаомэй - «Канторлас», выступавший в Байлэмэн, «Нельсон бэнд»; «Накорлин»; «Халишэн» и т. д. Помимо филиппинцев среди иностранных исполнителей также было много русских, евреев, цыган, чуть меньшее количество венгров, чехов и других европейцев. Так, например, в клубе Байлэмэн играл коллектив под управлением Олега Лундстрема, в ресторане Дахуа - русские иммигранты «Ермолаев бэнд», в ресторанах Ричард (кит. ШШ, англ. название 1: «Richards Hotel and Restaurant», англ. название 2: «Astor House») и Король (кит. Г Ф’й, англ. «Palace Hotel») - музыкальный квинтет Бершадского, в ресторане Хуамао (кит. ФШШ,англ. «Cathay Hotel», сегодняшнее название «Ресторан Мира», «Хэ-пинь» - кит. т¥Ш, англ. «The Peace Hotel») - струнный оркестр Федорова, джаз бэнд Ласта, духовой оркестр Шутха и др. 1 Eileen Southern (Ш)МШ(Щ «НИЖА^Ж*» ЛЙ^*ЖШ± 1983 56851 = Саузерн, Эйлин. История музыки афроамериканцев / Эйлин Саузерн (перевод Юань Хуацин). Пекин: Народная музыка, 1983. 568 с 2 Ш. ШШЖ- ШЯЙ±«з?2*йФИ«з?Й^ФЙё*йХ [J]. ШШР(Ш "ШЯ^ШШ). 2013(03): 175-177 = Сюй, Сяо. Переплетение и проникновение - краткий анализ значения искусства джазового пианино в обучении игре на пианино в Китае [J.] / Сяо Сюй // Новый голос Музыкальной палаты (Студенческая газета Шэньянской консерватории), 2013. № 3. С. 175-177. 313 Первые местные исполнители джаза появились в Шанхае в начале 30-х гг. ХХ в. и были талантливыми барабанщиками, трубачами, выдающимися саксофонистами из Гуанчжоу, Чжэнчжоу и т. д. В 1935 г. появился первый джаз бэнд, целиком состоящий из китайцев, под названием «Юй Юэчжан бэнд» (фамилия и имя основателя бэнда). Они выступали в районе Хункоу в дансинг-холле третьего сорта Лао Дахуа. С 1945 по 1954 г. темпы формирования шанхайских джаз бэндов резко ускорились. На тот момент к наиболее известным коллективам относились: Цзинь Цзэмэй, Хуан Фэйжань и Кайсюань бэнд (фамилии и имена основателей бэндов). Согласно неполной статистике, на тот момент насчитывалось более 300-400 местных джаз-музыкантов. А в период наибольшего расцвета дансинг-холлов, необходимое количество музыкантов составляло приблизительно 500-600 человек. Таким образом, с 1945 по 1954 гг китайские исполнители джаза уже составляли более половины от общего числа музыкантов в Шанхае, что превратило их в важную составляющую джаз-индустрии города3. Среди известных исполнителей и джаз-коллективов Шанхая были такие, как бэнды «Юй Юэчжан бэнд» (под руководством Юй Юэчжан), «Цзинь Цзе-мэй бэнд» (под руководством Цзин Цземэй), «Хуан Фэйжань бэнд» (под руководством Хуан Фэйжань), «Кайсюань бэнд». Джазовая музыка в Китае впервые заявила о себе в Шанхае, и после получила развитие во многих других городах, среди которых Харбин. Он также является одним из центров джаза в Китае. Первые ростки джазовой музыки в Харбине появились в 30-е гг. ХХ в. В 1934 г. в Харбине возникает джазовый музыкальный коллектив, в составе которого были не только русские, но также и китайские студенты Харбинского промышленного университета. Организатором коллектива выступил джазовый музыкант, академик Российской академии искусств, создатель оркестра, носившем его имя, народный артист, обладатель национальных премий, почетный доктор Международной академии Сан-Марино, «персона года» в 1998 г. по версии Американской библиотечной ассоциации, Олег Леонидович Лундстрем. Однако немногие знают, что его музыкальный путь начался в Китае. Созданный и возглавляемый им джазовый музыкальный коллектив был образован в китайском Харбине, приобрел известность в Шанхае, а также оставил свой след в Циндао, Ухане и многих других китайских городах. В общей сложности Лундстрем прожил в Китае 25 лет. Когда в 30-х-40-х гг. прошлого столетия в Шанхае к оркестру Лундстрема пришла известность, китайские СМИ назвали его «королем дальневосточного джаза»4. В декабре 1978 г.в Китае начала проводиться политика «реформ открытости», которая обозначала внутренние преобразования и открытость страны 3 ШШ. ^-SiBSTWtt^^ffi - 20ШШ3.1937Ш±»ЩЯ±. £#. 2004(06): 53-60 = Гэ, Тао. Социальные изменения под действием звукозаписи - Выпуск грампластинок в Шанхае с начала ХХ века до 1937 г. / Тао Гэ // Лес истории, 2004. № 6. С. 53-60. 4 Володин М. Король русско-китайского джаза. «Труд». № 120. С. 23-27. 314 для внешнего мира. В 1980-х гг. в Китае джаз привлекает внимание передовых музыкантов, и постепенно к массам приходит понимание этой музыки, а некоторые композиторы и исполнители начинают свое знакомство с джазом, например: Лю Суола, Лю Юань, Цуй Цзянь в континентальном Китае, Ди Хэйшань, Чжун Саньцзю, Ло Даю в Тайване. С началом 1990-х гг. появляются местные музыканты, специализирующиеся на джазовой музыке и избравшие джаз основным направлением своего творчества. Этапом бурного развития национального джазового исполнительства стали 1980-2000 гг., непосредственно связанные с периодом реформ и открытости китайского общества, сформировавшегося под воздействием новой идеологии. С конца 1980-х гг. и по сегодняшний день джазовая музыка в Китае стремительно развивается. В различных крупных заведениях музыкального образования создаются факультеты современной музыки, куда приглашают на работу известных в китайских кругах ученых и исполнителей для осуществления преподавательской деятельности и подготовки нового поколения кадров для джазовой музыки. Начиная с девяностых годов двадцатого столетия условия для процветания джаза в Китае стали еще более благоприятными, что проявилось в трех аспектах: успешное функционирование джазовых баров, организация джазовых концертов и проведение джазовых фестивалей. Среди них два проходят в Пекине - международный джазовый фестиваль «Beijing International Jazz Collection» и международный фестиваль «Beijing 9 gates International Jazz Festival», один в Шанхае - международный джазовый фестиваль «Shanghai Jazz Festival». Наличие данных фестивалей в двух крупнейших городах КНР подтверждает тот факт, что сегодня Китай все активнее включается в международный процесс развития джазовой музыки, а сам факт проведения джазовых фестивалей в КНР есть результат влияния Запада на развитие культурных традиций Китая. Если рассмотреть ситуацию с позиции джазовых баров, то нужно понимать, что это произошло под влиянием общемировых тенденций, поскольку к этому времени необходимость джазовой музыки выполнять функцию сопровождения танца была минимизирована. И, таким образом, живой джаз перебрался из танцевальных заведений в бары. Начиная с середины девяностых годов в Шанхае стали постепенно формироваться улицы и кварталы, специально предназначенные для расположения баров и подобных им заведений. Это спровоцировало появление специализированных джазовых баров, количество которых стремительно увеличивалось. В число таких баров входит расположенный на улице Хуайхе Cotton Club, расположенный на улице Хэншань Full House II, расположенный на улице Маоминнанлю House of Blues & Jazz, находящийся в пределах парка Фусин Park 97, а также находящиеся в районе Синьтянди бары CJW и TMSK, и не так давно переехавший в район Хунцяо JZ Club. Во всех вышеперечисленных клубах каждый вечер проводятся джазовые выступления. А такие клубы как 315 JZ Club и Cotton Club являются «ветеранами» джазового движения нового Шанхая5. В 1995 г. «крестный отец китайской джазовой музыки» - Лю Юань, открыл в Пекине первый джазовый клуб под названием CD Café, который каждые выходные собирает под своей крышей большое число фанатов джазовой музыки и является важным местом для любителей джаза в Пекине. В 1996 г. Лю Юань открыл еще один джазовый клуб - джаз-бар на восточном побережье - Blue Note. С тех пор он, несомненно, стал самым излюбленным местом для китайских любителей джаза и имеет абсолютное преимущество по сравнению с предыдущими двумя клубами6. Джаз-клуб JZ (JZ Club) был создан в 2004 г. и по настоящее время является одним из лучших джаз-клубов не только в Шанхае, но и во всем Китае. 4 часа в день и 365 дней в году здесь можно услышать всем известный Standard в исполнении House Bands, ритмичный Swing в исполнении свежего женского джаз-вокала, современный джаз-рок, а в выходные дни посмотреть выступление горячего латиноамериканского биг-бэнда и JZ All Star Big Band. Уже в течение многих лет в джаз-клубе JZ проходят по 4 концерта в месяц, в которых участвуют самые лучшие китайские и зарубежные музыканты, а многочисленная публика получает радость и удовольствие от наслаждения настоящей джазовой музыкой. Джаз-клуб JZ можно назвать визитной карточкой китайского джаза. В ближайшем будущем в городе планируется проведение организуемых музыкальных фестивалей: JZ Festival (Шанхайский фестиваль джазовой музыки) и JZ Spring (Весенний фестиваль джазовой музыки)7. Одним словом, джазовых мест в Китае очень много и эта музыка прочно вплетена в современную культуру Китая. Таким образом, с конца ХХ в. развитие китайского джаза постепенно входит в нужное русло, чему в немалой степени способствуют экономические и политические реформы китайского общества, а также сформированная система музыкального образования. Именно образование, благодаря своей массовости и системности переводит достижения мировой музыкальной культуры в сферу формирующегося нового общественного сознания, таким образом, оказывая влияние на процессы, происходящие в духовной и культурной жизни КНР. 5 $Ж <<Й±^ЖМШМХ11±Ж1ЕШШШ5Ш> Ш±Ш&Х ^ШШШХ¥ 2011.06 - Ä37M = Пэн, Синь. Исследования истории развития джазовой музыки и ее актуального состояния в Китае: Дис. … магистра / Синь Пэн // Харбинский педагогический университет. 6 ?Ш1 тШ±тЩ-Щ>ШШ1> Ф*^ЖЖЖШ± 2007 26Ш= Кун, Хунвэй. Техника импровизации на фортепиано в современном джазе / Хунвэй Кун. Пекин: Центральной консерватории, 2007. 261 с. ^№.). 2010(08) : 147-149 = Пэн, Сюэли. Историческая эволюция джазовой музыки и его актуальное развитие в Китае [J]. / Сюэли Пэн // Студенческая газета Института Чифэн (издание по китайской литературе, философии и социологии). 2010. № 8. С. 147-149.