Глава книги

РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОСВОЕНИИ И РАЗВИТИИ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКИ

Ю. Мао
2023

У каждого есть множество ответов на вопрос, что такое музыка для человека. На первый план выходит, наверное, самый распространенный ответ - музыка - это организация звуковых структур во времени и пространстве, что является наиболее известным определением музыки. Если бы мы углубились в эту тему, то, вероятно, выявились бы самые важные компоненты музыки: мелодия - ритм - гармония. Мы живем во время, когда технологии проникают во все сферы нашей жизни - от работы, отдыха, здоровья до искусства. А раз уж мы говорим об искусстве, то нельзя не упомянуть и музыку. Как это связано с технологией? Получается довольно сильно. Давайте проясним: музыка не без технологии. Можно спросить: а как же так, даже в случае с классической музыкой? Безусловно, потому что само искусство изготовления инструментов - это технологический процесс. Так что это относится даже (а может, особенно?) к классическим инструментам. До сих пор остается загадкой, как старые мастера добивались столь фантастического звучания своих инструментов. Вероятно, на это повлиял способ их производства, а значит и применяемая технология. Развитие техники закономерно обусловило изменения в музыке, причем практически во всех ее аспектах - строились новые инструменты, появлялись все новые и новые способы записи музыки, наконец, эволюционировало и само исполнительство, поскольку развивающаяся техника позволяла по-новому из-1 Соколов Ф. В. Русская народная балалайка. М., 1962. С. 11. 309 лагать достижения музыки. Кроме того, технический прогресс привел к появлению все новых и новых музыкальных жанров2. Можно предположить, что люди, живущие в технологически развитых странах, становятся не только потребителями медиа, но все больше и больше их создателями. Мы широко используем Интернет и в то же время создаем его информационные ресурсы. Мы массово участвуем в онлайн-развлечениях, создавая и используя одновременно поп-культуру, лайфстайл-медиа, мировую музыку, фильмы, мобильную телефонию и тому подобное. Благодаря многократному увеличению доступности, универсальности и эффективности сообщений повсеместное применение новейших информационных технологий оказывает большое влияние на процессы самовыражения, общения и обучения. Интернет используется для соединения компьютеров, а устройства, о которых мы говорим, являются по преимуществу интеллектуальными инструментами, благодаря которым можно улучшить процессы самовыражения, общения и обучения, а интеллект людей в значительной степени представляет собой интериоризацию инструментов. Музыканты создают собственные записи на собственных компьютерах, которые по звучанию похожи на студийные альбомы 1960-1970-х гг. Технологии означают, что музыкантам не нужны большие студии для создания очень хороших записей. Конечно, ничто не заменит слух и опыт признанного звукорежиссера или «космическую» аппаратуру, но доступные инструменты записи и звукопроизводства (такие как Cubase или ProTools) находятся в нашем распоряжении и позволяют разрабатывать собственные навыки звукорежиссера. Иногда все, что нужно, это в iPad. Современный автор может успешно интерпретировать музыку, работая на iPad и в наушниках за пределами профессиональной студии3. Современный мир новых технологий меняется чрезвычайно динамично4. Результатом интеграции музыкального искусства и компьютерных технологий как раз и стали музыкально-компьютерные технологии как инновационная разновидность искусства цифровой эпохи. Эти технологии сегодня применятся для создания так называемой компьютерной музыки5. Современная музыкальная экспериментально-творческая деятельность включает в себя также и компьютерное программирование6, содержащее воз- 2 Śledziewska K., Woch R. Gospodarka cyfrowa. Jak nowe technologie zmieniają świat, Wydawnictwa Uniwersytetu Warszawskiego, Warszawa, 2020. 3 Красильников И. Цифровые технологии в музыке: педагогические и творческие перспективы // Педагогика. М., 2001. № 10. 4 Затямина Т. Компьютерные технологии на уроке музыки // Искусство в школе. № 5. 2006. С. 41-43. 5 Шилов В. Л. Практический словарь иностранных музыкальных терминов. М.: Изд. «Композитор», 2003. 528 с. 6 Горбунова И.Б., Чибирéв С. В. Компьютерное моделирование процесса музыкального творчества // Известия Рос. государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2014. № 168. С. 84-93. 310 можности, алгоритмы создания структуры художественного произведения, музыкальной композиции, аранжировки, музыкального редактирования и т. п. В научной литературе также уточняется, что компьютер позволяет создать: аранжировку, запись, редакцию и печать партитур; запись, редактирование и исполнение партитур с помощью звуковых карт или внешних синтезаторов, подключаемых с помощью интерфейса MIDI; оцифровку звуков, шумов разного характера, их дальнейшую обработку и преобразование на основе применения программных музыкальных секвенсоров; гармонизацию готовой мелодии с применением определенных музыкальных стилей и возможность отработки на этой основе собственного стимула музыки; управление звучанием электронных инструментов посредством определения определенных выразительных параметров до начала исполнения; запись различных партий акустических инструментов и необходимого голосового сопровождения в цифровом формате с последующей их сохранностью и проработкой в программах редактирования звука; запись новых звуковых компакт-дисков и т. п. Использование информационно-коммуникационных технологий - это не дань моде, а необходимость, продиктованная современным временем и требованиями, предъявляемыми к современному образованию. Анализ отечественной и зарубежной литературы специалистов по проблеме «Музыка и современные технологии» выделили по ряду направлений: • звуковоспроизведение, или синтез звука, где работа осуществляется в нескольких направлениях; • анализ музыкальных произведений (выявление внутренних формальных связей элементов композиций, сравнение музыкальных стилей, составление каталога оригинальных мелодий), а также формальное выявление ошибок в упражнениях учащихся, где компьютер выступает в качестве экзаменатора; • синтезирование музыкальных композиций (сочинение нотного текста) проводится для изучения глубинных закономерностей, для производства заготовок, особенно при сочинении музыки «нетрадиционной структуры»; • музыкально ориентированные языки программирования, предназначенные для ввода в компьютер музыкальной информации, ее обработки и вывода результатов; • ввод и вывод музыкальных текстов; с учетом сложности, связанные с явлением энгармонизма звуков, с информацией о метрических акцентах7. Таким образом, музыкально-компьютерные технологии - это современные информационные технологии, которые используются в музыкальной сфере и, в частности, в системе музыкального образования. Эти технологии занимают сегодня важное место в профессиональном музыкальном образовании, поскольку позволяют значительно повысить его эффективность и обновить мо- 7 Музыка и современные технологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://infocom. uz/2020/01/14/muzyka-i-sovremennye-texnologii/ 311 дель коммуникации между всеми участниками образовательного процесса. Также установлено, что значение этих технологий в музыкальной индустрии из года в год постоянно растет.

Мао Ю. РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОСВОЕНИИ И РАЗВИТИИ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКИ. 2023;:309-312.
Цитирование

Список литературы