Глава книги
САКРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ БАМБУКОВОЙ ФЛЕЙТЫ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ КИТАЯ
Согласно текущим археологическим открытиям, появление духовых музыкальных инструментов, использование людьми звукового резонанса, возникающего полости трубки постижение законов ее звучания, в том числе обе- 295 ртоновых его характеристик, может быть перенесено в доисторическую эпоху, удаленную от нас на десятки тысяч лет. В Китае, в неолитическом поселении Цзяху было обнаружено более 30 костяных флейт, и это позволяет некоторым ученым говорить о том, что «уже в раннем неолите в Китае использовались продольные флейты как семитоновые монофонические духовые музыкальные инструменты». «Древняя техника игры на продольной флейте, корпус которой держится при игре под наклоном, не требует дополнительных отверстий для выдувания или даже звуковых отверстий, это должен быть метод игры на духовых инструментах, открытый и использованный человечеством ранее»1. В силу ее древности создание «костяной флейты» считается в Китае кристаллизацией мудрости предков, проявившейся в исследовании и использовании природных физических явлений. Это изменило представление предыдущих академических кругов об истории развития китайской музыки, особенно об истории развития китайской музыкальной шкалы. Мы можем рассматривать эволюцию бамбуковой флейты и ее социальные функции, разделив историю культуры бамбуковой флейты на четыре периода: династия Чжоу, династия Хань, Династии Вэй и Цзинь, и династии Мин и Цин. I. Династия Чжоу (1046-256 до и. э.) Вскоре после основания в 1046 г. до н. э. была династии Чжоу, ее регентом стал Чжоу Гун. Одним из великих достижений Чжоу, оказавших самое глубокое влияние на историю Китая, является основание «Цивилизации Ли Юэ» - особой ритуальной и музыкальной системы. Как отмечает Сю Хайлинь, ритуально-музыкальная система делится на две части: ритуальную и музыкальную. Часть «Ли» (ритуал) в основном регулировала социальное поведение в соответствии с определенными правилами, включая этикет и обязанности, которые должен выполнять каждый человек, и формировала иерархическую систему. Часть «Юэ» (музыка) доминировала над социальной и психологической сферами с эмоциональной точки зрения и создавала единую и гармоничную социальную атмосферу посредством введения образцовых стихотворений, песен, коллективной музыки и других мер2. С тех пор официально началась ритуально-музыкальная цивилизация китайской нации. В эту эпоху фокус музыки сместился с богов на человеческое общество, а вместе с тем изменилась и задача музыки: теперь она служила не принесению жертв богам, а утешению людей. По словам Сю Хайлинь, «этикет - это установление социальной системы, музыка - это поддержание со- 1 lit1 (Ван Цин). «Исследование древней флейты». Провинция Хубэй. Уханьская консерватория. 2006. 2 ISS#IS (Под редакцией Сю Хайлинь). Сборник исторических материалов древнекитайской музыки / Отв. ред: Сун Хунчжао. Сиань. Всемирное книжное издательство Сианьская компания. 2000. С. 36. 296 циальной системы; этикет - это контроль над собственными словами и поступками других людей, а музыка - это регулирование людских сердец»3. Таким образом, ритуально-музыкальная цивилизация - это цивилизация, которая способствует социальному порядку и личностной физической и духовной целостности. Согласно правилам исполнения ритуальной музыки «Весной и летом - танцевать» и «Осенью и зимой - играть на инструментах», летом музыкантам приказывали настраивать струнные и бамбуковые инструменты, такие как Щ- (Цинь), Ш (Сер), Ш (Пэн - древнее название бамбуковой флейты) и др., а придворным - приносить жертвы горам, рекам, источникам и Богу и молиться о хорошей погоде. Во время жертвоприношения для сопровождения танца использовались различные золотые, каменные, струнные и бамбуковые инструменты. Осенью же придворных музыкантов назначали обучать детей знати игре на музыкальных инструментах. В это время правящие лица обсуждали законы налогообложения на предстоящий год, чтобы обеспечить принесение жертв небу и предкам и в наступающем году. Зимой, после жертвоприношений морю, горам, лесам, болотам и источникам, музыканты должны были играть на различных духовых инструментах в ансамбле, после чего обучение игре на музыкальных инструментах прекращалось до следующего лета4. Можно видеть, что в эпоху Чжоу основными социальными функциями бамбуковой флейты было как жертвоприношение богам, так и поддержка управления страной и сохранение социальной стабильности и гармонии через музыку. П. Династия Хань (202 г. до и. э. - 220 г. и. э.) Конфуцианство, сформировавшееся в период Сражающихся царств (770 г. до н. э. - 221 г. до н. э.), носит систематический и полный характер и имеет самое универсальное значение для национальных условий Китая. Во время династии Хань конфуцианство занимало ортодоксальную позицию в области общественной мысли. Это позволило древнему китайскому обществу вступить в феодальную эпоху. После краха рабовладельческого строя в период Весен и Осеней и в период Сражающихся царств во всем китайском феодальном обществе постепенно начали доминировать конфуцианские идеи ритуала и образования, сохранившись на протяжении более двух тысяч лет. Концепция «добродетель» стала основным стандартом этой эпохи, одновременно социальным и личным идеалом. Функция музыки на протяжении всей этой эпохи смещалась с управления классовым сознанием на индивиду- 3 ISS#IS (Под редакцией Сю Хайлинь). Сборник исторических материалов древнекитайской музыки / Отв. ред. Сун Хунчжао. Сиань. Всемирное книжное издательство Сианьская компания, 2000. С. 37. 4 [IfVRl Ш~& ([Восточная династия Хань] Чжэн Сюань). «^Lifi» Книга обрядов. Пекин. Книжная компания «Чжунхуа». 1998. C. 118-119. 297 альное совершенствование. Развитие добродетели стало основной воспитательной задачей музыки. Однако, несмотря на такое «культурное объединение» культурные и художественные практики все еще использовались феодальным царством в качестве инструмента правления, в том числе управления идеологией людей, и бамбуковая флейта являлась одним из способов реализовать данную функцию музыки в тот период. III. Династии Вэй, Цзинь, Южная и Северная династии (220-589 гг.) Во время правления династий Вэй, Цзинь и Южной и Северной династий сознание людей постепенно избавлялось от оков правящего класса, они начали искать новые идеи и исследовать себя. Это связано с тем, что крах правления династии Хань заставил общество усомниться в конфуцианстве, заставив людей искать новую идеологическую систему, чтобы объяснить кризис истории и реальности. Во времена династии Цзинь техника игры на флейте имела очевидную «литературную» логику в плане выражении эмоционального содержания. В литературных источниках слова «далеко» и «близко» часто использовались для описания исполнительского содержания игры на флейте. Эти описания указывают на литературные характеристики игры на флейте и выразительность мышления. Другими словами, в восприятии людей этого периода музыкальное исполнение имеет ту же логику, что и письменное выражение языка: содержание музыки имеет то же эмоциональное содержание, что и литературные произведения, а навыки исполнения музыки имеют те же атрибуты, что и лексическая структура литературного языка и т. п. Например, Ян Кэджун, филолог и библиофил из династии Цин, имеет такое «фу»5 в своем собрании древних литературных произведений «Литература всех древних трех династий: Цинь, Хань, Троецарствия и Шести династий»: “mm, fшиг= шш, еляШо £№&, л?и№ ш шш, шн*и= шш, гйж. шшттш, яштш* мштш, ^тич”шсо ^BtÄ, штшш, #¥£&!» шт^ (Верный и благородный бамбук прошел испытания в суровых природных условиях. Люди, живущие в провинциях Сычуань и Хубэй, использовали этот вид бамбука для изготовления флейты. У нее шесть отверстий и пять тонов. Тон ее взлетов, падений и пауз, кажется, исходит из древних звуков уюэ7. Игра на этой флейте сопровождается очаровательным пением и танцами. Ин- 5 Фу - вид короткого произведения в древнем Китае, сочетающего черты поэзии и прозы 6 [if 1 ГЩШт ([Династия Цин] Под редакцией Ян Кэджун). Литература всех древних трех династий, Цинь, Хань, трех царств и шести династий. Пекин. Книжная компания «Чжунхуа». 1985. 7 Уюэ - стиль музыки царства Уюэ, одного из царств эпохи Пяти династий и десяти царств. 298 тенсивность игры в одно время и сильная, и в то же время мягкая и полная перемен. Даже знаменитые музыкальные инструменты «ü§» (Се - древний струнный инструмент) и «^» (Юй - древний духовой инструмент) не решались издать перед ним звук. Его тон приятный, чистый и яркий.) Из приведенного выше анализа можно понять, что музыка бамбуковой флейты этого периода исполнялась на фоне социальной тенденции стремления к личной свободе и освобождению. Музыкальное исполнение произведений на бамбуковой флейте в этот период постепенно теряло жестко консервативный характер, присущий ему в прошлые эпохи, ведь теперь исполнители начали выражать собственные эмоциональные переживания. Музыкальные произведения для бамбуковой флейты подверглись влиянию новой культурной идеологии, согласно которой музыкальное исполнение должно исходить из эмоций. Таким образом, музыка бамбуковой флейты в этот период стала важной частью стремления людей к развитию собственной духовной жизни. IV. Династия Мин и Цин (1368-1912 гг.) Наивысшим пиком развития китайской классической оперы было искусство Куньцю, которое начало зарождаться во времена династии Мин. Можно считать, что Куньшаньская опера - это интегрированная форма старинной музыки. Искусство оперы Куньцю - это всеобъемлющая форма искусства, основанная на интеграции различных традиционных форм искусства, таких как древняя китайская литература, живопись, каллиграфия, танец и музыка. В процессе эволюции Куньшаньской оперы были унаследованы и развивались специфический творческий опыт, способы выражения и эстетические традиции всех перечисленных форм искусства. Среди многих инструментов аккомпанемента бамбуковая флейта использовалась в качестве основного благодаря ее уникальному звуковому эффекту и акустических характеристик, которые могут варьироваться от низких к высоким. Благодаря высокому литературному развитию музыки Мин и Цин, техники игры на бамбуковой флейте значительно расширили свою эмоциональную выразительность, сформировав традицию «песенной музыки». Как отмечает Ван Сяоцзюнь, различные формы вокальных мелодий и стилей оперы Куньцю в сочетании с интеграцией китайских культурных идей и идей художественного творчества разных периодов истории Китая сделали традицию исполнения «песенной музыки» на бамбуковой флейте значительнее любой другой ранее созданной традиции. Данная традиция традиция исполнения больше соответствует человеческому разуму и глубже проникает в человеческую природу8. 8 ИШ (Ван Сяоцзюнь). «ФИ1ШЙ#2*ЙИ^#«Ш> Исследование эстетической традиции китайского искусства игры на бамбуковой флейте / Отв. ред. Цао Мейна. Пекин. Guangming Daily Press, 2015. 299 Именно потому, что бамбуковая флейта стала основным инструментом аккомпанемента Куньшаньской оперы, она становится все более популярной в развлекательной жизни людей. Постепенно бамбуковая флейта стала использоваться в качестве основного инструмента на свадьбах и похоронах, религиозных церемониях, для аккомпанемента народных песен и т. д. В этот период бамбуковая флейта стала важным участником народной культуры и развлечений. Китайский философ XI века Чжан Цзай сказал: «^А^ЯШЖ, ШЪ Я^^вШ»1 - «многие люди сегодня думают, что традиционная музыка замкнута и далека от реальной художественной практики, и игнорируют музыкальные сокровища вокруг них». Однако традиционная китайская музыка является неотъемлемой частью традиционной культуры. Как часть традиционной китайской музыки, бамбуковая флейта участвовала в развитии истории, культуры и искусства всей китайской нации уже 8000 лет назад и сыграла важную роль в развитии китайской традиционной культуры. Мао Юй