Глава книги
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ФОЛЬКЛОР КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ТАЙМЫРА
Одним из приоритетных направлений Администрации ТДНМР является сохранение и развитие языков и культур коренных малочисленных народов Таймыра: долган, ненцев, эвенков, нганасан и энцев. Таймырское муниципальное учреждение «Информационный методический центр» Управления образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края на протяжении многих лет проводит работу по созданию учебно-методических пособий по родным языкам таймырских этносов. В бюджете муниципального района ежегодно выделяются денежные средства в размере 1,6 млн рублей на издание учебно-методической литературы на языках коренных малочисленных народов Таймыра. В Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе функционирует 22 образовательные школы (в том числе 1 краевая школа, 5 филиалов, малокомплектных школ). Родные языки коренных малочисленных народов Таймыра изучаются в 16 школах, в том числе в пяти филиалах. 252 Всего на Таймыре учителей, преподающих родной язык - 50 человек. Количество учащихся изучающих родные языки составляет 1808 человек. В системе издательская деятельность в ТДНМР осуществляется с 2012 г. и реализуется в рамках осуществления мер, направленных на поддержку и развитие языков коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории муниципального района. Издание и переиздание учебной литературы осуществляется за счет средств муниципального района и дополнительных источников внебюджетного финансирования (грантовые проекты). В 2019 г. было издано 650 изданий на сумму 1 413 500,00 рублей. - Барболина А. А., Долганско-русский словарь. Учебное пособие для старших классов. - Барболина А. А. Сказки на долганском и русском языках. Пособие для начальных классов. Комплект из трех книжек. - Жовницкая-Турдагина С. Н. Нганасанско-русский и русско-нганасанский словарь. Учебное пособие для старших классов. - Жовницкая-Турдагина С. Н., Порбина Л. Б., Порбина Е. Б. «Колокольчик». Пособие для детских садов. Из опыта работы Языковых гнезд. Действующие педагоги ДОУ. - Болина Т. В. Эвенкийские сказки. Пособие для начальных классов. В 2020 г. на издательскую деятельность из средств муниципального района было выделено 3 072 456 рублей. Общий тираж изданий: 2450 учебных пособий. В 2020 г. было издано 950 изданий по ненецкому и энецкому языкам на сумму 1 398 250,00 рублей. 253 Основные направления работы в издательской деятельности ТДНМР: 1. Создание авторских коллективов по родным языкам коренных малочисленных народов Таймыра (с привлечением учителей родных языков). 2. Обучение авторских коллективов созданию УМК по родным языкам коренных малочисленных народов Таймыра. 3. Организация работы по изданию книги «Основы истории культуры коренных малочисленных народов Таймыра». Составлен план издания учебно-методической литературы 2022-2024 гг. В 1999 г. в филиале издательства «Просвещение» был издан первый нганасанский Букварь. В 2004 г. вышло второе издание Букваря, но уже как учебно-методический комплекс: - Букварь (со словарем и прописями); - методическое руководство к Букварю. В «Методическом руководстве к Букварю» вошли: - программа; - методические рекомендации учителю нганасанского языка; - примерные конспекты уроков; - методические рекомендации к Букварю (постранично). В 2011 году при содействии Министерства регионального развития РФ был переиздан Букварь. Возрождение родных языков было начато с создания учебно-методических комплексов (УМК). В состав УМК входят: - Родной язык (грамматика); - Литературное чтение; - методическое руководство для учителя (книга для учителя); - рабочая тетрадь. Конечно, главное в этом УМК - учебник, который обеспечивает новые подходы в обучении родному языку. Содержание УМК обеспечивает использование всех видов речевой деятельности: говорение, чтение, письмо, прослушивание. 254 Основой УМК является национально-региональный компонент. Тексты, данные в УМК (рассказы, сказки, загадки, песни, стихи) отражают быт, культуру, обычаи, традиции и жизнь нганасан. Иллюстративный материал УМК (визуальный компонент) носит ситуативный характер. Он воссоздает природу, быт людей, жизнь животных, обитающих на Таймыре, то есть окружающую ребенка действительность. Такое содержание УМК способствует овладению детьми этнокультурным компонентом. Построен УМК в соответствии с авторской концепцией обучения нганасанскому языку в начальной школе и в основу его вложен ситуативно-тематический принцип. УМК Нганасанский язык. 3 класс Нганасанский язык (грамматика). 3 класс. § 1. Дебтаǯабса тенымтысы8дейн2” § 2. Предложение. § 3. Буоǯу” хелы8”. Хелы8де” 6он8 6у”оǯ8хо6г2т20” буоǯу”. Буоǯу хо6к8. Суффикс8. § 4. Буобса хелы8 § 5. Существительное ним § 6. Прилагательное ним § 7. Глагол8 Нганасанский алфавит. Теоретический словарик. Тематический словарик Литературное чтение. 3 класс. Так как собственно нганасанской литературы нет, то в УМК вошли произведения оригинальной и переводной литературы. Оригинальная литература - произведения нганасанского фольклора. Переводная литература - произведения таймырских авторов: Н. А. Попов, Е. Е. Аксенова, Л. П. Ненянг, С. Н. Жовницкая и других авторов народов Севера. Основные разделы: Первое сентября - день знаний Наша дружная семья. 255 Природа и мы - Осень - Зима - Весна - Лето Сказки, поговорки народов Таймыра - Ненецкие сказки - Нганасанские сказки - Эвенкийские сказки - Долганские сказки. Край наш северный, любимый Рабочая тетрадь. 3 класс В «Рабочей тетради» даются различные творческие задания, кроссворды, загадки. Учебно-методические комплексы по нганасанскому языку проходят апробацию в образовательных организациях муниципального района: Усть-Авамская школа, Волочанская школа и школа № 1 города Дудинка. Правила собственно орфографии (правописания) нганасанских слов на основе знаков алфавита пока еще мало разработаны и поэтому постоянно вносятся изменения в правила, определяющие написание нганасанских слов. В связи с этим проводится корректировка некоторых слов, входящих в учебно-методические пособия, согласно принятым нормам нганасанской орфографии, а также вносятся дополнения, соответствующие требованиям ФГОС. Одной из основных направлений работы по издательской деятельности являлась организация работы по изданию книги «Культура коренных малочисленных народов Таймыра» В 2021 г. был издан пятитомник «Культура коренных малочисленных народов Таймыра». 6-7 класс. Основы культуры народов Таймыра. Часть 1. Этнография. Выпущено 1500 экземпляров на сумму 1 646 760, 00 рублей. 256 Основные вопросы вошедшие в книгу: - Происхождение народа. - Мировоззрение народа; - Шаманизм; - Общественные и семейные отношения; - Быт, жилище, пища, средства передвижения; - Занятия; - Одежда; - Язык. долганы ненцы нганасаны эвенки энцы Издание соответствует психолого-возрастным особенностям детей 6-7 класса и требования ФГОС. В план на 2022 год включено издание «Культура коренных малочисленных народов Таймыра». 6-7 класс. Основы культуры народов Таймыра. Часть 2. Фольклор.