Глава книги
КОНЦЕПТ «ВЕСНА» В ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ ЭВЕНКОВ
С возникновением на базе антропоцентрической парадигмы когнитивной лингвистики и лингвокультурологии внимание ученых филологов привлекает исследование концепта. К изучению данного понятия ученые подходят с разных аспектов: психолингвистического, лингвокультурного, когнитивного, философского. Но прежде всего концепт является базовой категорией линг-вокультурологии и когнитивной лингвистики. С точки зрения З. Д. Поповой и И. А. Стернина в когнитивной лингвистике определились на сегодняшний день следующие направления: культурологическое (Ю. С. Степанов), линг-вокультурологическое (В. И. Карасик, С. Г. Воркачев, Г. Г. Слышкин, Г. В. Токарев), логическое (Н. Д. Арутюнова, Р. И. Павиленис), семантико-когнитив-ное (Е. С. Кубрякова, Н. Н. Болдырев, Е. В. Рахилина, Е. В. Лукашевич, А. П. Бабушкин, З. Д. Попова, И. А. Стернин, Г. В. Быкова), философско-семиотическое (А. В. Кравченко). В современном североведении появляются работы ученых, посвященные исследованию концептов на материале эвенкийского, эвенского, долганского, хантыйского, ненецкого и других языков: Р. П. Кузьмина «Специфика концептуализации стыда и совести в эвенской языковой картине мира» (2021), «Образные признаки концепта «Олень» в языковой картине мира эвенов» (2020) и др; Е. А. Кривошапкина «Кочевье» как лингвокультурный концепт в эвенском и долганском языках» (2018); Н. Ю. Ушницкая «Базовые лингвокультурные концепты в языковой картине мира эвенков и русских» (2020), «Лингвокультурный концепт «Буга / мир» в языковой картине мира эвенков» (2021) и др.; Р. М. Потпот «Концепт «Дом» в хантыйском и ненецком языковом сознании» (2017) и др. Подобные исследования в североведении являются актуальными. Реконструкция концеп-тосферы языков народов Севера, находящихся на грани исчезновения, является одной из главных задач ученых филологов. 153 Целью настоящего исследования является исследование вербализации концепта «Весна» в лингвокультуре эвенков. Как явлению мыслительной, когнитивной природы временам года посвящено немало трудов на материале разных языков: Т. В. Салашник «Национально-культурная специфика концептов «Времена года» (на материале русского и английского языков) (2007), Т. В. Салашник «Концепты «Зима» и «Весна» в национальном сознании носителей русского и английского языков» (2007), Е. А. Шугаева «Концепт «Весна» в русской и французской языковых картинах мира» (2021), О. Т. Носиров «Средства репрезентации концептов осень и весна в лингвокультуре русского и узбекского языков (2021), С. С. Бутова «Характеристика концепта «Времена года» в русском языке (2016), С. Ю. Камышева., А. А. Эшпулатова «Языковая репрезентация концепта «Весна» в русской лингвокультуре с позиции носителя таджикского языка» (2017), К. А. Кочнова «Лето в языковой картине мира А. П. Чехова» (2016), Р. П. Кузьмина «Концепт «Зима» в языковой картине мира эвенов» (2018) и др. К сожалению, в настоящее время не имеется научных работ, посвященных исследованию концептуализации времен года в лингвокультуре эвенков. Этим объясняется новизна настоящей научной работы. Для исследования дефиниций лексем, входящих в номинативное поле концепта, были включены материалы эвенкийско-русских словарей А. Н. Мыре-евой (2004), Г. М. Василевич (1958)), русско-эвенкийские словари Г. М. Васи-левич (2005), Б. В. Болдырева (1994). Также были использованы полевые записи аутентичных текстов на эвенкийском языке, записанных от информантов хорошо знающих эвенкийский и русский языки: А. П. Авелова (1932 г. р., п. Хандыга, Томпонский район, Республика Саха (Якутия)), Ю. Ю. Мальча-китов (1960 г. р., с. Кюсть-Кемда, Каларский район, Забайкальский край), М. Г Мальчакитова (1958 г. р., с. Кюсть-Кемда, Каларский район, Забайкальский край), В. Г. Павлов (п. 1958 г.р., п. Икабья, Каларский район, Забайкальский край. Все вышеперечисленные информанты в настоящее время занимаются традиционными видами деятельности: охотой, оленеводством, что свидетельствует о достоверности полученной информации. От информантов было записано 20 текстов, которые были расшифрованы, переведены на русский язык; далее был проведен лингвокультурологический анализ этих текстов. Кроме этого, рассмотрены этнографические материалы Г. М. Василевич, В. А. Туголукова. Формирование концепта «Времена года» в лингвокультуре эвенков шло под влиянием охотничьего и кочевого образов жизни в сочетании с анимистическими воззрениями на природу. Г. М. Василевич в книге «Эвенки. Истори-ко-этнографические очерки (XVIII - начало XX в.). Л.: Наука, 1969 г. рассмотрев календарь и хозяйственный год на материале разных групп эвенков, фиксирует варианты названий месяцев: январь - гиравун «период шагания», от гиран - шаг, мйрэ - «плечо, корон - «макушка», иуилэкэ «период морозов», от иуин - холод, мороз; февраль - мйрэ, гиравун, эктэукйрэ - «период 154 снега на ветвях»; март - эктэукирэ, туран - «период прилета ворон», ичэн бёган «месяц локтя», бега - месяц, йчэн - локоть; апрель - туран, овйлака «период наста», от овйн - наст, сошан «период отела», от сонуа - новорожденный олененок, тыглан «вскрытие рек»; май - сонкан, овйлака, тага беган «месяц зелени», чукалаЪа «период трав», от чука - трава, неуненй - весна; июнь - мучун «зеленение лиственниц», от мучуктэ - лиственничная хвоя, ирбэлэкэ «нерест рыб», от ирбэ - нерест, илкун «завязь ягод», шага «созревание ягод»; июль - илкун, шага, ирилэкэ, ирин «созревание ягод», иргалака «период оводов», иркин «обдирание рогов», уанман, уанмалака «период комаров»; август - иркин, Нунмйн, кунмйлэкэ «перид мошки», болонй - осень; сентябрь - иркин, сирудян, сирулаЪа, «время спаривания оленей», ypenaha «период охоты с трубой на изюбря», от урёвун-орёвун - берестяная труба, Г с помощью которой приманивают изюбря, болонй - осень; октябрь - угун «период неглубокого снега и замершей у берегов воды», улумйкйт «охота на белку», от улукй - белка, сигэлэкэ «период шуги»; ноябрь - кугдарпй «период неглубокого снега», бшэн беган «месяц запястья», гоеден «период охоты на соболя и других пушных зверей»; декабрь - откй, кэгды гилдэмэ «период больших морозов» (Василевич, 1969, с. 43-44). Согласно лексикографическим данным, весна в эвенкийском именуется следующим образом: нэлки - весна (в марте), эейлэкэ ~ овйлака (в апреле), неуне (в мае) (Г. М. Василевич, 2005; А. Н. Мыреева, 2004). Рассмотрев материалы словарей и этнографические данные выделяем следующие смысловые признаки концепта «Весна» в линг-вокультуре эвенков:1) время период или сезон года - нэлки (март), овйлака (вторая половина марта или первая половина апреля), неуне, сонкан «период отела» (май); 2) наименование диких зверей в указанный период - бугэ (самец изюбря весной и осенью), неучэн (самец дикого оленя зимой и весной), курайка (весенне-летнее название самца дикого оленя), улукэчэн, нэкучэн (лось весной), неунекэ (весеннее название медведя); 3) дорога, тропа в указанный период - дюгармакйт (тропа летняя), тугэрмэкйт (тропа зимняя); 4) место стойбища, стоянки - нэлкидёк (место весенней стоянки), нэлкикйт (место, где постоянно проводят весну), неунедекйт (весенняя (майская) стоянка), неунескйт (место весеннего стойбища); 5) действия, касающиеся указываемого периода - нэлкими (настать (о весне)), нэлкивми (жить где-либо) весной, провести, прожить весну), нэлшдетмими (жить весной, проводить весну всегда на одном месте), нэлкиЪуми (кочевать поздней весной), неӈнеми (настать (о весне), провести, прожить весну). Важнейшее значение для исследования и реконструкции концептосферы исчезающих языков является запись и фиксация аутентичных текстов от носителей языка. Эти тексты помогают восстановить сохранившиеся устаревшие и появившиеся новые смысловые признаки концептов. Оленеводство среди эвенков Каларского района Забайкальского края на сегодняшний день остается одним из основных традиционных занятий. В районе имеются общины, занимающиеся оленеводством: Семейно-родовая эвенкийская община КМНС 155 «Сюльбан», Община Коренных малочисленных народов Севера-эвенков «Орон» (домашний олень), Община малочисленных народов Севера «Геван», Родовая община коренных малочисленных народов Севера - эвенков «Ами-кан» (медведь) и др. Все информанты являются потомственными оленеводами, носителями эвенкийского языка и культуры. Каларские эвенки имеют в большинстве случаев небольшие стада. Кочевки производится с весны до глубокого снега в целях охоты и потребностью оленя в том или ином корме. Занятие оленеводством - один из основных видов деятельности эвенков - остается таковым до сих пор, что дает им возможность сохранить и передать молодому поколению язык и культуру. С давних пор олень для эвенка - пища, транспорт, одежда, дом. Но это не единственная его роль в жизни таежного номада и охотника, олень - часть его языка и культуры. Издавна эвенки кочуют по сезонам: от зимней стоянки (тугэкйт) до весенней (неунедекйт), от весенней до летней (дюгакйт), от летней до осенней (болодекйт). И так проходит годовой цикл. Перекочевка зависит от корма для оленей (ягель) и от охоты. Хозяйственный год и календарь нашли свое отражение в эвенкийской лингвокультуре. Анфиса Павловна Авелова, родом из Каларского района Забайкальского края, проживающая в п. Хандыга, Том-понского района, Республики Саха (Якутия) рассказала об особенностях перемещения эвенков: «Нэлкирэкин, эунэкэр балдыллактын тар тугэкиттук нэлкикйттла нулгипкил. Тадук нэлкикйттук нямакал балдымй этэрэктын дюгакйттла яутыкакйтуктыпкил, нулгиЫнипкил, йду иргактал, мармактал адыкундулан, угискй туктыпкил яуилдула. Тар дюгакиттук болокйттла эву-липкил тар дюгакиттук, бирала эмэпкил, иду Мвэгтын биЫн, иду амнуннандула нулгипкил боло. Тала нулгиксэкил, пурул ЫканиЫпкил. Тадук тугэкйттла, тугэнэпкил, лавуктан, иманнан суутачй, иду иманнан эчэ дюкэт дасиера тала нулгиЫнипкил, таду тугэпкил. - Весной, когда телята начинают рождаться кочуют с зимней стоянки на весеннюю. После рождения телят перемещаются на летнее стойбище, поднимаются на гольцы, там, где мало паутов, комаров. С летнего стойбища спускаются на осеннюю стоянку, к широкому месту реки, где растет хвощ. Там начинаются брачные игры у оленей. После этого кочуют на зимнее стойбище, туда, где снег не покрыт льдом. Там и зимуют» (Анфиса Павловна Авелова). В тексте наблюдаем названия эвенкийских стойбищ, стоянок по сезонам: тугэкйт - зимняя стоянка, нэлкикйт - весенняя стоянка, дюгакйт - летняя стоянка, болокйт - осенняя стоянка. Также указывается причина перекочевки: рождение телят вынуждает передвигаться к весенней стоянки, появление гнуса, мошкары - к гольцам, брачные игры у оленей и поиск свежего корма для них требуют спуститься к широкому месту реки и появление снега и холода заставляет двигаться к месту, где имеется также корм и где снег не покрыт льдом. Одним из важнейших периодов в жизни оленевода является сонкан - период появляются оленят. Информант Мальчакитова Мира Григорьевна рассказала об особенностях этого времени: «Эунэкэр балдылипкил неуне, апрелъду лучадыт гунми, эвэдыт 156 тар эунэкэлэкэ, биукитын тыкэ. Иманна бирэкш нямйл эпкйл Шмат балдыл-ла. Ьилэкэ бирэкин эрдэ балдылипкил. Тар неунекйтва пастукил капкил иду неунедеуэтын, Ъаукитын. Эткэн-дэ тыкэ нэкэунэрэе бу. Кэргэнми капки, иду неунедеуэвун, иду курёунэрэв. Эткэн курёндерэв эдэтын эёкэкй hypypy. Эёкэкй Ъурутчуру орор, тадупилэкэчэ, эдуиманначё, иманна эчйнунэ, олоЫн эёкэкй Нурутчуру Тадук гёвануан эёкй неунечэвун, балдывчавун нямакалва тар олоЫн эёкэкй Ъурутчуру ОлоЫн курёндерэв дюлла, илалла-гу эмэнмурэн, кайдяуавун. Солокй hypypyе, неунедерэв, дыкэрукэтчэрэв тар кутурукичёлдук. Тар эмэпкил Чара тэндукит солопкил Апсатеа иличэлиммён. ОлоЫн уэлитчэрэв, эунэрэв удявар ичэпкэнэ дыкэрукэтчэрэв, дяятчарав оровор, олоЫн. - Оленята рождаются весной, по-русски в апреле, по-эвенкийски период рождения оленят называется эунэкэлэНэ, так раньше было всегда. Когда много снега важенки поздно рожают. Во время появления проталин они начинают рано рожать. Оленеводы всегда знали, где нужно проводить это период, где изгородь для оленей построить, да и сейчас мы так делаем. Мой муж знает, где будем проводить отел, где строить изгородь поперечную. Сейчас строим, чтобы олени не ушли вниз. Вниз олени сейчас хотят идти, потому что там уже проталины появились, а здесь снег еще не растаял, поэтому они хотят туда идти. Тем более в прошлом году мы там проводили отел, маточное поголовье там рожало еще и поэтому олени хотят идти вниз, ближе к долине. Поэтому мы и строим поперечную городьбу, 2-3 дня еще осталось делать, скоро загородим. А нынче мы выше поднялись для проведения отела, прячемся от волков. Они приходят с чарской долины, поднимаются вверх по Апсату и давят оленей. Поэтому боимся, не показываем следов, прячем оленей» (Маль-чакитова Мира Григорьевна). При анализе обнаруживаем слово в каларском говоре для обозначения периода рождения телят - эунэкэлэкэ, от эунэкэн - олененок. Дальше информант поясняет, что может повлиять на время рождения телят: появление солнца, проталин способствует быстрому появлению оленят, а холод и медленное таяние снега замедляет процесс рождения. Информант сообщает о важности опыта оленевода в выборе места для отела. Из рассказа М. Г. Мальчакитовой мы видим, что период рождения оленят очень хлопотный и ответственный для оленеводов. Во-первых, необходимо защитить поголовье от хищников, во-вторых, телята могут утонуть, их нужно от этого предостеречь. Оленеводы кочуют в безопасные места, где возможность появления хищников минимальная, таким образом они прячут поголовье от волков. Также для безопасности оленей строят изгородь, чтобы они не спустились в долину, где их может ожидать опасность. Таким образом, традиционные типы хозяйства: охота, оленеводство, рыболовство и собирательство оказали значительное влияние на концептуализацию времен года в языковом сознании эвенков. Кроме этого, формирование концептов в эвенкийской лингвокультуре шло под влиянием охотничьего и кочевого образов жизни. Схема концепта «Весна» выглядит следующим образом: