Глава книги
ВКЛАД ЮРИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА И ЛИДИИ ИВАНОВНЫ СЕМОВ В СЕВЕРОВЕДЕНИЕ ( К 95 ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
Юрий Александрович (15.06.1926 - 7.04.1995) и Лидия Ивановна Сем (17.08.1926 - 9.11.2006) посвятили свою научную жизнь изучению народов Дальнего Востока. Они выпускники северного факультета ЛГУ 1953 г . , Ю. А. по курсу истории и этнографии, Л. И. - филологии. После окончания учебы в вузе уехали на Дальний Восток, сначала в Хабаровск, затем Владивосток, где проработали с 1954 по 1978 гг. в Институте истории, археологии и этнографии ДВО АН СССР. Одновременно Ю. А. преподавал в ДВГУ на разных факультетах - историческом и восточном, читал лекции по курсам «История Дальнего Востока», «История и этнография Китая и Японии». В 1959 г. Ю. А. Сем успешно защитил кандидатскую диссертацию по теме «Родовой строй нанайцев и его разложение», недавно эта работа была опубликована. В 1962 г. Л. И. Сем защитила кандидатскую диссертацию по теме «Очерки диалектов нанайского языка - уссурийский (бикинский) диалект», на основе которой, также была издана книга. Ю. А. Сем заведовал сектором этнографии народов Дальнего Востока, в числе его учеников были видные сегодня дальневосточные ученые - А. Ф. Старцев, В. В. Подмаскин, Ф. В. Соловьев, П. Я. Гонтмахер, Е. А. Гаер и другие. Л. И. Сем также возглавляла сектор филологии и фольклора и работала с такими известными дальневосточными учеными как Н. Б. Киле, Л. Е. Фетисова, М. М. Хасанова, Г. А. Отаина и другими. Семы создали дальневосточную школу этнографов и фольклористов. Во время руководства сектором этнографии Ю. А. Сем организовал и возглавил работу по серии научных изданий по истории Дальнего Востока, истории и культуре народов Дальнего Востока, топонимике Дальнего Востока и историографии Дальнего Востока, которые имеют продолжение до настоящего времени. Эти издания включили в себя ряд коллективных монографий, в том числе по корякам, ительменам, ульчам, орочам, нанайцам, негидальцам, орокам, тазам. Каждый год во время работы Семов на Дальнем Востоке они ездили в экспедиции, где собирали материалы по различным аспектам культуры, языка, фольклора нанайцев, негидальцев, ульчей, ороков, удэгейцев. В 50-е годы ХХ в. они собрали уникальный материал по священным местам Сакачи-Аляна у низовских нанайцев, по старинным погребальным сооружениям рода Самар с. Кондон на р. Девятке, работали с шаманом Н. С. Тумэли 67 этого селения, у которого записали сведения об обрядах укрепления души ребенка илэчиори. В 1956 г. Семы работали на Амгуни среди негидальцев с семьей известного охотника и мастерицы Казаровых. В 1959 г. они собирали материал у бикинских удэгейцев, в том числе, многочисленные записи по фольклору. Там они работали с большим шаманом Фукуй Уксумик и молодой шаманкой Екатериной Сю, приобрели ритуальные вещи Е.Сю из шаманского лечебного комплекса, которые позднее передали в Российский этнографический музей. В 60-х гг. ХХ в. Семы работали среди тазов Приморья, на основе этих и последующих посещений была написана книга «Тазы. Этническая история, хозяйство и материальная культура» (2001). Материалы по духовной культуре вошли в коллективную монографию «История и культура тазов». Также большой материал по духовной культуре нанайцев (шаманской одежде, шаманским ритуалам, промысловому мольбищу) был собран Семами от большого шамана Киле Полокто в п. Найхин. В 60-х и позднее 70-х и 80-х гг. Семы посетили ороков - оленеводов, охотников и рыболовов Сахалина как северной, так и южной группы. Был составлен большой орокско-русский словарь и на основе этих материалов уже после смерти ученых составлена книга по культуре и фольклору ороков (2011). В 70-х. -80-х гг. Семы изучают культуру ульчей с. Булава, на основе материалов которых составлен букварь и учебник ульчского языка Л. И. Сем, переиздание которого готовится в настоящее время в издательстве Просвещение. В результате многочисленных поездок к амурским и уссурийским нанайцам Ю. А. Сем пишет обобщающую монографию «Нанайцы. Материальная культура» (1973). В 1973-1974 гг. была осуществлена этнографическая работа среди уссурийских нанайцев и удэгейцев и тазов Приморья. Семы работали с шаманом удэгейцев Гулино Канчуга, имевшего ритуальный костюм и посох. В этой же экспедиции Семы посещают петроглифы Уссури по притоку р. Кия. В сьемках и прорисовках наскальных сюжетов участвует А. Ф. Старцев. Во время многочисленных экспедиций к народам Дальнего Востока с Семами работает известный художник В. Г. Павлишин, который позднее проиллюстрирует сказки народов Амура чудесными рисунками с этнографической точностью передающие культуру народов Дальнего Востока - нанайцев, ульчей, негидальцев, ороков и других, которые принесут ему славу великого дальневосточного художника. В 1978 г. Семы переезжают с семьей на родину в Ленинград. Л. И. Сем была приглашена по рекомендации ее научного руководителя диссертации В. И. Цинциус в Институт Языкознания ЛО АН в сектор алтайских языков. Под руководством В. И. Цинциус издается фундаментальный труд Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков в двух томах, в котором по нанайцам и орокам использованы лингвистические материалы Л. И. Сем. 68 В 1978 г. Ю. А. Сем приходит на смену М. Г. Воскобойникова на заведование кафедрой культуры, языков и фольклора Народов Крайнего Севера Факультета НКС ЛГПИ им. А. И. Герцена (ныне Институт народов Севера РГПУ им. А. И. Герцена). Под руководством Сема открывается новое направление - историко-этнографическое. Кафедра культуры становится головной на факультете и открываются еще три самостоятельные языковые кафедры - уральских, палеоазиатских и алтайских языков. Ю. А. Сем организовал научную работу на факультете, входил в Ученый Совет Института. Заметно возрос научный потенциал сотрудников, появились ежегодные сборники по этнографии, фольклору и языкам народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В 1990 г. Ю. А. Сем защитил докторскую диссертацию по теме «Проблемы истории народов юга Дальнего Востока» (XVII - начала XX вв.), ему было присуждено звание профессора. Он активизировал защиты кандидатских диссертаций преподавателей факультета. Ю. А. большое внимание уделял лекторской работе, написанию методических пособий и программ. Он разработал и ввел новые курсы лекций для студентов ФНКС ЛГПИ. Он читал курсы лекций: «Североведение», «История и этнография народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», «Мифология, народные знания и религиозные верования НКС», «Литература НКС», «Источниковедение истории и филологии народов Сибири», «Фольклор нанайцев», «Нанайский язык», «Теория и практика научно-исследовательской работы студентов ФНКС» и другие. В это же время А. Сем продолжает и свою научную деятельность. У него выходят ряд программных статей по фольклору, мифологии, космогоническим верованиям и проблемам христианизации нанайцев. Он активно сотрудничает с Северной экциклопедией, в которую пишет многочисленные статьи по народам Дальнего Востока, исследователям Дальнего Востока и пр., опубликованной уже после смерти ученого в 2004 г. Л. И. Сем одновременно работая в Институте языкознания АН, преподавала студентам ФНКС ЛГПИ на кафедре алтайских языков курсы лекций по алтаистике, нанайскому, ульчскому, орокскому, удэгейскому языку и фольклору. В эти годы она пишет свою фундаментальную работу по именному и глагольному словообразованию тунгусо-маньчжурских языков. В результате экспедиционных поездок 80-90-х гг. ХХ в. Семов на Амур и Сахалин, были собраны и составлены объемные ульчско-русский, нанайско-русский, орокско-русский словари и собран фольклор по нанайцам и удэгейцам, которые хранятся в архиве ИЛИ РАН. За все годы экспедиционных работ Семов на Дальнем Востоке были сделаны многочисленные фотоматериалы по культуре народов Дальнего Востока, хранящиеся в домашнем архиве. Среди них много снимков по типажам, пейзажам, жилищу, традиционной одежде, орнаменту, шаманизму и пр. В результате научной деятельности Ю. А. Сем написал более 300 работ, Л. И. Сем - более 140 работ. Сфера научных интересов Ю. А. Сема лежала 69 в плоскости истории и этнографии народов Дальнего Востока, топонимики, фольклора народов Дальнего Востока, особенно по материальной и духовной культуре нанайцев, родовому строю нанайцев, фольклору нанайцев. Ю. А. уделял много внимания деятельности дальневосточных исследователей: В. К. Ар-сеньеву, Е. Е. Мейеру, Н. М. Пржевальскому, П.Кафарову. Творчеству Л. И. Шренка была посвящена Ю. А. Семом специальная монография. Многие книги были написаны в соавторстве Ю. А. и Л. И. Семов - это монография по тазам, по орокам, мифам, сказкам и легендам нанайцев, опубликованные уже после смерти ученых. Работы Л. И. Сем посвящены в основном различным аспектам языка нанайцев, тазов, айнов, ульчей и в целом народов Дальнего Востока. Более 40-летняя научная и экспедиционная творческая деятельность Лидии Ивановны и Юрия Александровича Семов является примером доблестного труда на благо народов Дальнего Востока, вносит значительный вклад в севе-роведение и тунгусоведение, а также историю и этнографию, языкознание и фольклористику народов Дальнего Востока. Ю. А. Сем и Л. И. Сем по праву относятся к ученым классикам советского периода, снискавшим себе славу великих тружеников науки и образования.