Статья
Условия эффективности самостоятельной работы с письменными источниками на уроках истории в старшей школе на базовом уровне
Статья посвящена итогам исследования условий эффективности самостоятельной работы старшеклассников с письменными источниками. Анализируются динамика результатов ЕГЭ, итоги выборочной диагностики умений, уровень качества выполнения самостоятельных работ, методический аппарат учебников. Автор предлагает возможный путь минимизации рисков использования самостоятельной работы в современной практике.
1. История. Тренировочные задания повышенной сложности для подготовки к единому государственному экзамену: Работа с историческими документами / Авт.-сост. Н. А. Григорьева, Н. И. Чеботарева. Волгоград: Учитель, 2005.
2. Лазукова Н. Н. Деятельностный подход в обучении истории: проблемы и пути их решения // Деятельностный подход в историческом и обществоведческом образовании: Сборник научных статей. СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2009.
3. Образование: скрытое сокровище: Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века. М.: Изд-во ЮНЕСКО, 1996.
4. Результаты ЕГЭ по истории России. Аналитический отчет предметной комиссии по истории России. СПб., 2006; 2007; 2008.
5. Смирнова С. Е. К вопросу о потенциале учебников истории для организации самостоятельной работы школьников // Культурное многообразие в образовании. Cultural diversity in education: Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 10 апреля 2009 г. СПб.: СПбИГО; ООО Книжный Дом, 2009. Ч. 2.
6. Смирнова С. Е. Интегративные связи при изучении истории в старшей школе // Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения: Сборник научных статей. СПб.: САГА, 2008. Вып. 5.
7. Смирнова С. Е. Потенциал метаметодических идей в преодолении противоречий реального процесса изучения истории в старшей школе // Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения: Сборник научных статей. СПб.: Сударыня, 2009. Вып. 6.
8. Смирнова С. Е. К вопросу о методическом сопровождении индивидуальной работы учащихся по истории // Деятельностный подход в историческом и обществоведческом образовании: Сборник научных статей. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009.
9. Стандарт среднего (полного) общего образования по истории. Программы общеобразовательных учреждений: История. Обществознание. 5-11 классы. М.: Просвещение, 2007.
10. Теория и методика обучения истории: Словарь-справочник / Под ред. В. В. Барабанова, Н. Н. Лазуковой. М.: Высшая школа, 2007.
11. Уткина Э. В. История России. Единый государственный экзамен. Анализ исторического источника (задания типа С). (Домашний репетитор: Подготовка к ЕГЭ). М.: Айрис-пресс, 2006.
12. Чернова М. Н., Румянцев В. Я. Работа с документами на уроках истории. 10 класс. (Домашний репетитор: Подготовка к ЕГЭ). М.: Айрис-пресс, 2008.
13. Чернова М. Н., Румянцев В. Я. Работа с документами на уроках истории. 11 класс. М.: Айрис-пресс, 2008. (Домашний репетитор: Подготовка к ЕГЭ).
14. Яранцева Н. В. Интегративный потенциал учебных источников исторических знаний // Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик: Материалы Четвертой Всероссийской научно-практической конференции 7-8 декабря 2006 г. СПб.: Сударыня, 2007.
15. Istorija. Trenirovochnye zadanija povyshennoj slozhnosti dlja podgotovki k edinomu gosudarstvennomu ekzamenu: Rabota s istoricheskimi dokumentami / Avt.-sost. N. A. Grigor'eva, N. I. Chebotareva. Volgograd: Uchitel', 2005.
16. Lazukova N. N. Dejatel'nostnyj podhod v obuchenii istorii: problemy i puti ih reshenija // Dejatel'nostnyj podhod v istoricheskom i obshchestvovedcheskom obrazovanii: Sbornik nauchnyh statej. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 2009.
17. Obrazovanie: skrytoe sokrovishche: Doklad Mezhdunarodnoj komissii po obrazovaniju dlja XXI veka / M.:Izd-vo JUNESKO, 1996.
18. Rezul'taty EGE po istorii Rossii. Analiticheskij otchjot predmetnoj komissii po istorii Rossii. SPb, 2006; 2007; 2008.
19. Smirnova S. E. K voprosu o potenciale uchebnikov istorii dlja organizatsii samostojatel'noj raboty shkol'nikov // Kul'turnoe mnogoobrazie v obrazovanii. Cultural diversity in education: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii (Sankt-Peterburg, 10 aprelja 2009 goda). SPb.: SPbIGO; OOO Knizhnyj Dom, 2009. Ch. 2.
20. Smirnova S. E. Integrativnye svjazi pri izuchenii istorii v starshej shkole // Metametodika kak perspektivnoe napravlenie razvitija predmetnyh metodik obuchenija: Sbornik nauchnyh statej. SPb.: SAGA, 2008. Vyp. 5.
21. Smirnova S. E. Potencial metametodicheskih idej v preodolenii protivorechij real'nogo processa izuchenija istorii v starshej shkole // Metametodika kak perspektivnoe napravlenie razvitija predmetnyh metodik obuchenija: Sbornik nauchnyh statej. SPb.: Sudarynja, 2009. Vyp. 6.
22. Smirnova S. E. K voprosu o metodicheskom soprovozhdenii individual'noj raboty uchashchihsja po istorii // Dejatel'nostnyj podhod v istoricheskom i obshchestvovedcheskom obrazovanii: sbornik nauchnyh statej. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 2009.
23. Standart srednego (polnogo) obshchego obrazovanija po istorii, Programmy obweobrazovatel'nyh uchrezhdenij: Istorija. Obshchestvoznanie. 5-11 klassy. M.: Prosvewenie, 2007.
24. Teorija i metodika obuchenija istorii: Slovar'-spravochnik / Pod red. V. V. Barabanova, N. N. Lazukovoj. M.: Vysshaja shkola, 2007.
25. Utkina Je. V. Istorija Rossii. Edinyj gosudarstvennyj jekzamen. Analiz istoricheskogo istochnika (zadanija tipa S). (Domashnij repetitor: Podgotovka k EGJE).M.: Ajris-press, 2006.
26. Chernova M. N., Rumjancev V. Ja. Rabota s dokumentami na urokah istorii. 10 klass / M. N. CHernova, (Domashnij repetitor: Podgotovka k EGJE). M., Ajris-press, 2008.
27. Chernova M. N., Rumjancev V. Ja. Rabota s dokumentami na urokah istorii. 11 klass. (Domashnij repetitor: Podgotovka k EGJE). M.: Ajris-press, 2008.
28. Jaranceva N. V. Integrativnyj potencial uchebnyh istochnikov istoricheskih znanij // Metametodika kak perspektivnoe napravlenie razvitija predmetnyh metodik: Materialy Chetvertoj Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii 7-8 dekabrja 2006 g. SPb.: Sudarynja, 2007.