В статье говорится об индивидуальных речевых особенностях детей трех-пяти лет в освоении морфологии родного языка. Соединение индивидуальных особенностей речи (гендерных, типологических, социокультурных) определяет индивидуальность освоения языка ребёнка и является предметом подробного анализа в данной статье. Выявляются эти особенности на материалах, полученных в ходе проведения и последующего анализа эксперимента. В статье представлены как совокупные результаты (количественный анализ) и выводы по отдельным частям эксперимента (гендерному, социокультурному, типологическому - референциальные / экспрессивные дети), так и общие выводы эксперимента, представляющие картину взаимодействия, взаимовлияния, пересечения таких факторов, как гендерный, социокультурный, типологический.
Бондаренко А. Об индивидуальных особенностях в освоении морфологии детьми трех-пяти лет (по результатам эксперимента). Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010;(121):187-197.
1. Доброва Г. Р. О вариативности речевого онтогенеза: референциальные и экспрессивные стратегии освоения языка//Вопросы психолингвистики: Научный журнал теоретических и прикладных исследований. Вып. 2. Пермь, 2009. С. 54-71.
2. Елисеева М. Б. Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста. СПб., 2008. 172 с.
3. Доброва Г. Р. Возрастная социолингвистика: к постановке вопроса//Проблемы онтолингвистики-2007: Материалы междунар. конф. (21-22 мая 2007 г., Санкт-Петербург)/Редкол.: С. Н. Цейтлин (отв. ред.), Т. А. Круглякова, М. А. Еливанова. СПб., 2007. С. 57-65.
4. Зубкова Т. И. Аналитическая и холистическая стратегии в речевом онтогенезе и процессе обучения//Вторые научные чтения: Тезисы докладов 26 окт. -2 нояб. 2000 г. Петербургское лингвистическое общество. СПб., 2000. С. 17.
5. Кирилина А. В. Гендер: лингвистические аспекты. М.: Институт социологии РАН, 1999. 203 с.
6. Овчинникова И. Г. Индивидуальная вариативность детских повествований как отражение различий в стилях освоения языка//Мерлинские чтения: Материалы межрегиональной конференции. Ч. 1. Пермь: Пермский гос. пед. ун-т. 2005. С. 172-178.
7. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М.: ВЛАДОС, 2000. 239 с.
8. Цейтлин С. Н. U-shaped development при усвоении ребенком родного языка (анализ случаев мнимого регресса)//Материалы XXVII Межвузовской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов. Вып. 13. Секция языкознания 16-22 марта 1998 г. Тезисы докладов. СПб., 2008. С. 76-80.
9. Bates E., Bretherton I., Snyder L. From first words to grammar. Individual differences and dissociable mechanisms. Cambridge, 1988.
10. Nelson K. Structure and strategy in learning to talk//Monographs of the society for research in child development. Serial ¹ 149. Vol. 38. ¹ 3-4, 1973.
11. Dobrova G. R. O variativnosti rechevogo ontogeneza: referencial'nye i jekspressivnye strategii osvoenija jazyka//Voprosy psiholingvistiki. Nauchnyj zhurnal teoreticheskih i prikladnyh issledovanij. Vyp. 2. Perm', 2009. S. 54-71.
12. Dobrova G. R. Vozrastnaja sociolingvistika: k postanovke voprosa//Problemy ontolingvistiki-2007: Materialy mezhdunar. konf. (21-22 maja 2007g., Sankt-Peterburg)/Redkol.: S. N. Cejtlin (otv. red.), T. A. Krugljakova, M. A. Elivanova. SPb., 2007. S. 57-65.
13. Eliseeva M. B. Foneticheskoe i leksicheskoe razvitie rebenka rannego vozrasta. SPb., 2008. 172 s.
14. Zubkova T. I. Analiticheskaja i holisticheskaja strategii v rechevom ontogeneze i processe obuchenija//Vtorye nauchnye chtenija: Tezisy dokladov 26 okt. -2 nojab. 2000 g. Peterburgskoe lingvisticheskoe ob shchestvo. SPb., 2000. S. 17.
15. Kirilina A. V. Gender: lingvisticheskie aspekty. M.: Institut sociologii RAN, 1999. 203 s.
16. Ovchinnikova I. G. Individual'naja variativnost' detskih povestvovanij kak otrazhenie razlichij v stiljah osvoenija jazyka//Merlinskie chtenija: Materialy mezhregional'noj konferencii. Ch. 1. Perm': Permskij gos. ped. un-t. 2005. S. 172-178.
17. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. -М.: ВЛАДОС, 2000. -240 с.
18. Cejtlin S. N. U-shaped development pri usvoenii rebenkom rodnogo jazyka (analiz sluchaev mnimogo re gressa)//Materialy XXVII Mezhvuzovskoj nauchno-metodicheskoj konferencii prepodavatelej i aspirantov. Vyp. 13. Sekcija jazykoznanija 16-22 marta 1998 g.. Tezisy dokladov. SPb., 2008. S. 76-80.