По данным анализа литературы и опроса специалистов физической культуры были определены физические качества и способности, преимущественно влияющие на поддержание позы прямостояния: сила мышц, гибкость, статическая и силовая выносливость, равновесие, координационные способности, расслабление. Для их развития рекомендуется применять круговую тренировку, состоящую из четырех комплексов упражнений. Результаты педагогического эксперимента показали более высокий рост физических способностей и существенное улучшение состояния осанки школьников опытной группы. В конце эксперимента у опытной группы прирост физической подготовленности оказался выше: в наклоне вперед - на 1,5 см, в удержании туловища - на 10 с, в приседании - на 8 раз больше, чем в контрольной.
Забалуева Т. Комплексное развитие физических качеств как основа формирования осанки школьников младших классов. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010;(128):161-172.
1. Алтер М. Ф. Наука о гибкости. Киев: Олимпийская литература, 2001. 420 с.
2. Аршин В. В., Слугин В. И., Александрова А. Ю. Медицинская реабилитация: современное видение, проблемы, пути решения//Анналы травматологии и ортопедии. 1997. ¹ 2.
3. Забалуева Т. В. Классификация физических упражнений, используемых для формирования осанки младших школьников//Сб. науч. трудов «Современные проблемы теории и практики физической культуры». СПб.: Образование, 1997.
4. Какурин Л. И., Черепахин М. А. Влияние гиподинамии на локомоторные функции человека//Физиологические проблемы детренированности. М., 1968.
5. Нарскин Г. И. Профилактика и коррекция отклонений в опорно-двигательном аппарате детей дошкольного и школьного возраста//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002. ¹ 3.
6. Сидорова И. Ю., Ларина М. В., Лебединский В. Ю., Шикота И. И. Особенности уровня физического здоровья и подготовленности детского населения г. Иркутска в зависимости от типа конституции//Мониторинг физического развития, физической подготовленности различных возрастных групп населения. Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2003.
7. Сухарев А. Г., Храмцов П. И. Методология коррекции осанки у детей и подростков//Вестник РА М Н. 2003. ¹ 8.
8. Шолих М. Круговая тренировка/Пер. с нем. М.: Физкультура и спорт, 1966. 174 с.
9. Alter M. F. Nauka o gibkosti. Kiev: Olimpijskaja literatura, 2001. 420 s.
10. Arshin V. V., Slugin V. I., Aleksandrova A. Ju. Medicinskaja reabilitacija: sovremennoe videnie, problemy, puti reshenija//Annaly travmatologii i ortopedii. 1997. ¹ 2.
11. Zabalueva T. V. Klassifikacija fizicheskih uprazhnenij, ispol'zuemyh dlja formirovanija osanki mladshih shkol'nikov//Sb. nauch. trudov «Sovremennye problemy teorii i praktiki fizicheskoj kul'tury». SPb.: Obrazovanie, 1997.
12. Kakurin L. I., Cherepahin M. A. Vlijanie gipodinamii na lokomotornye funkcii cheloveka//Fiziologicheskie problemy detrenirovannosti. M., 1968.
13. Narskin G. I. Profilaktika i korrekcija otklonenij v opornodvigatel'nom apparate detej doshkol'nogo i shkol'nogo vozrasta//Fizicheskaja kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2002. ¹ 3.
14. Sidorova I. Ju., Larina M. V., Lebedinskij V. Ju., Shikota I. I. Osobennosti urovnja fizicheskogo zdorov'ja i podgotovlennosti detskogo naselenija g. Irkutska v zavisimosti ot tipa konstitucii//Monitoring fizicheskogo razvitija, fizicheskoj podgotovlennosti razlichnyh vozrastnyh grupp naselenija. Nal'chik: Kab.-Balk. unt, 2003.
15. Suharev A. G., Hramcov P. I. Metodologija korrekcii osanki u detej i podrostkov//Vestnik RAMN. 2003. ¹ 8.
16. Sholih M. Krugovaja trenirovka/Per. s nem. M.: Fizkul'tura i sport, 1966. 174 s.