Статья
Наружные росписи Знаменского собора в Новгороде
Рассматриваются росписи закомар фасадов Знаменского собора в Новгороде (1702). Автор выявляет семантические связи сюжетов и приходит к выводу, что их объединяют темы Боговоплощения, основания Церкви, грядущего Страшного суда и Спасения верующих, что отражало специфику почитания иконы «Богоматерь Знамение». Эта икона прославляется как надежный щит города от врагов. При этом мастера указали и на другие новгородские святыни и особо чтимые новгородские праздники. Особое отношение к градозащитным реликвиям было обусловлено событиями Северной войны (1700-1721).
1. Архив НГМЗ. Ф. 48. Ед. 10.
2. Брюсова В. Г. Композиция «Новозаветной Троицы» в стенописи Успенского собора. (К вопросу о содержании наружных росписей) // Успенский собор Московского Кремля. М., 1985. С. 87-99.
3. Брюсова В. Г. София Премудрость Божия в древнерусской литературе и искусстве. М., 2001.
4. Григорий Палама. Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Т. 1. М., 1994.
5. Голубцов А. П. Чиновник Софийского собора. М., 1899.
6. Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера как памятник литературы XIII-XVII вв.: Эволюция жанра легендарно-биографических сказаний. Л., 1973.
7. Ефрем Сирин. Творения: Полн. собр. Калуга, 2002. Т. 1.
8. Жервэ Н. Н. Чудный крест // Где София, там и Новгород. СПб., 1998. С. 357-358.
9. Знаменский собор XVII в. г. Новгород. Отчет по реставрации живописи (1972-1973 гг.). (Приложение к отчету). ННРУ р-926. 1975.
10. Зонова О. В. Стенопись Успенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство XVII в. М., 1964. С. 120-140.
11. Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля. М., 1990.
12. Колпакова Г. Искусство Древней Руси. Домонгольский период. СПб., 2007.
13. Макарий, архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1.
14. Максимов П. Н. Собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве // Архитектурные памятники Москвы XV-XVII вв.: Новые исследования. М., 1947. С. 8-32.
15. Малкин М. Г. Некоторые элементы наружной росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря и их связь с интерьером // Ферапонтовский сборник. М., 1985. Вып. 1. С. 174-186.
16. Мильчик М. И., Штендер Г. М. Западные камеры собора Мирожского монастыря во Пскове. (К вопросу о первоначальной композиции храма) // Древнерусское искусство: художественная культура X - первой половины XIII в. С. 77-94.
17. Николай Кавасилла. Христос. Церковь. Богородица. М., 2007.
18. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М., 1950.
19. Новгородские летописи. СПб., 1879.
20. Озолин Н., протоиерей. Православная иконография Пятидесятницы. Об истоках эволюции византийского извода. М., 2001.
21. Орлова М. А. Наружные росписи средневековых памятников архитектуры. Византия, Балканы, Древняя Русь. М., 2002.
22. Полное собрание русских летописей. Т. 3: Новгородская четвертая летопись. СПб.,1841.
23. Полное собрание русских летописей. Т. 5. Вып. 1: Софийская первая летопись. Л., 1925.
24. Ретковская Л. С. О появлении и развитии композиции «Отечество в русском искусстве XIV- XVI веков // Древнерусское искусство XV - начала XVI века. М., 1963. С. 235-262.
25. Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Московского Кремля. Иконографическая программа XVI в. М., 2004.
26. Серебрякова М. С. О взаимосвязи наружных и внутренних росписей собора Ферапонтова монастыря // Ферапонтовский сборник. М., 1985. Вып. 1. С. 169-173.
27. Смирнова Э. С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в. // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 288-305.
28. Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев»: тема почитания икон в искусстве средневековой Руси. М., 2007.
29. Стерлигова И. А. Памятники серебряного и золотого дела в Новгороде XI-XII вв. // Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XI-XV вв. М., 1996. С. 26-68.
30. Уханова Е. В. Кафедральное богослужение древнерусской церкви XIII-XV вв. // Ученые записки Православного университета ап. Иоанна Богослова. М., 2000. Вып. 5. С. 32-42.
31. Ушаков Ф. А. Описание фресок храма Преображения Господня в псковском Спасо-Мирожском монастыре. Псков, 1903.
32. Филимонов Г. Д. Очерки русской христианской иконографии. София Премудрость Божия // Вестник Общества древнерусского искусства при Московском публичном музее. М., 1873. Т. 1-3.
33. Шалина И. А. Реликвии в восточнохристианской иконографии. М., 2005.
34. Hadermann-Misguich L. Une longue tradition byzantine: La deсoration exterieure des eglises // Зограф. 1977. № 7. P. 5-10.
35. Arhiv NGMZ. F. 48. Ed. 10.
36. Brjusova V. G. Kompozitsija «Novozavetnoj Troitsy» v stenopisi Uspenskogo sobora. (K voprosu o soderzhanii naruzhnyh rospisej) // Uspenskij sobor Moskovskogo Kremlja. M., 1985. S. 87-99.
37. Brjusova V. G. Sofija Premudrost' Bozhija v drevnerusskoj literature i iskusstve. M., 2001.
38. Grigorij Palama. Besedy (omilii) svjatitelja Grigorija Palamy. T. 1. M., 1994.
39. Golubcov A. P. Chinovnik Sofijskogo sobora. M., 1899.
40. Dmitriev L. A. Zhitijnye povesti Russkogo Severa kak pamjatnik literatury XIII-XVII vv.: Evoljucija zhanra legendarno-biograficheskih skazanij. L., 1973.
41. Efrem Sirin. Tvorenija: Poln. sobr. Kaluga, 2002. T. 1.
42. Zhervje N. N. Chudnyj krest// Gde Sofija, tam i Novgorod. SPb., 1998. S. 357-358.
43. Znamenskij sobor XVII v. g. Novgorod. Otchet po restavracii zhivopisi (1972-1973 gg.). (Prilozhenie k otchetu). NNRU r-926. 1975.
44. Zonova O. V. Stenopis' Uspenskogo sobora Moskovskogo Kremlja // Drevnerusskoe iskusstvo XVII v. M., 1964. S. 120-140.
45. Kachalova I. Ja., Majasova N. A., Schennikova L. A. Blagoveschenskij sobor Moskovskogo Kremlja. M., 1990.
46. Kolpakova G. Iskusstvo Drevnej Rusi. Domongol'skij period. SPb., 2007.
47. Makarij, arhim. Arheologicheskoe opisanie tserkovnyh drevnostej v Novgorode i ego okrestnostjah. M., 1860. Ch. 1.
48. Maksimov P. N. Sobor Spaso-Andronikova monastyrja v Moskve // Arhitekturnye pamjatniki Moskvy XV-XVII vv.: Novye issledovanija. M., 1947. S. 8-32.
49. Malkin M. G. Nekotorye elementy naruzhnoj rospisi Rozhdestvenskogo sobora Ferapontova monastyrja i ih svjaz' s inter'erom// Ferapontovskij sbornik. M., 1985. Vyp. 1. S. 174-186.
50. Mil'chik M. I., Shtender G. M. Zapadnye kamery sobora Mirozhskogo monastyrja vo Pskove. (K voprosu o pervonachal'noj kompozitsii hrama)// Drevnerusskoe iskusstvo: hudozhestvennaja kul'tura X - pervoj poloviny XIII v. S. 77-94.
51. Nikolaj Kavasilla. Hristos. Cerkov'. Bogorodica. M, 2007.
52. Novgorodskaja pervaja letopis' starshego i mladshego izvodov. M., 1950.
53. Novgorodskie letopisi. SPb., 1879.
54. Ozolin N., protoierej. Pravoslavnaja ikonografija Pjatidesjatnitsy. Ob istokah evoljutsii vizantijskogo izvoda. M., 2001.
55. Orlova M. A. Naruzhnye rospisi srednevekovyh pamjatnikov arhitektury. Vizantija, Balkany, Drevnjaja Rus'. M., 2002.
56. Polnoe sobranie russkih letopisej. T. 3: Novgorodskaja chetvertaja letopis'. SPb.,1841.
57. Polnoe sobranie russkih letopisej. T. 5. Vyp. 1: Sofijskaja pervaja letopis'. L., 1925.
58. Retkovskaja L. S. O pojavlenii i razvitii kompozitsii «Otechestvo v russkom iskusstve XIV-XVI vekov // Drevnerusskoe iskusstvo XV - nachala XVI veka. M., 1963. S. 235-262.
59. Samojlova T. E. Knjazheskie portrety v rospisi Arhangel'skogo sobora Moskovskogo Kremlja. Ikonograficheskaja programma XVI v. M., 2004.
60. Serebrjakova M. S. O vzaimosvjazi naruzhnyh i vnutrennih rospisej sobora Ferapontova monastyrja// Ferapontovskij sbornik. M., 1985. Vyp. 1. 169-173.
61. Smirnova E. S. Novgorodskaja ikona «Bogomater' Znamenie»: nekotorye voprosy Bogorodichnoj ikonografii XII v. // Drevnerusskoe iskusstvo. Balkany.rus'. SPb., 1995. S. 288-305.
62. Smirnova E. S. «Smotrja na obraz drevnih zhivopiscev»: tema pochitanija ikon v iskusstve Srednevekovoj Rusi. M., 2007.
63. Sterligova I. A. Pamjatniki serebrjanogo i zolotogo dela v Novgorode XI-XII vv. // Dekorativno prikladnoe iskusstvo Velikogo Novgoroda. Hudozhestvennyj metall XI-XV vv. M., 1996. S 26-68.
64. Uhanova E. V. Kafedral'noe bogosluzhenie drevnerusskoj tserkvi XIII-XV vv. // Uchenye zapiski Pravoslavnogo universiteta ap. Ioanna Bogoslova. M., 2000. Vyp. 5. S. 32-42.
65. Ushakov F. A. Opisanie fresok hrama Preobrazhenija Gospodnja v pskovskom Spaso-Mirozhskom monastyre. Pskov, 1903.
66. Filimonov G. D. Ocherki russkoj hristianskoj ikonografii. Sofija Premudrost' Bozhija // Vestnik Obschestva drevnerusskogo iskusstva pri Moskovskom Publichnom muzee. M., 1873. T. 1-3.
67. Shalina I. A. Relikvii v vostochnohristianskoj ikonografii. M., 2005.
68. Hadermann-Misguich L. Une longue tradition byzantine: La deсoration exterieure des eglises // Зограф. 1977. № 7. P. 5-10.