Статья
Современный дискурс о миссии университета как междисциплинарная научная проблема
В статье представлен анализ различных взглядов и научных представлений о миссии университета. На основе теории дискурса рассматривается взаимосвязь дискурса о миссии университета, его идее и функциях с формированием различных моделей университета и образовательных практик. Выявляются характеристики современного «гумбольдтианского» дискурса, а также причины, в связи с которыми он теряет свою значимость. Делается вывод о необходимости применения междисциплинарных научных подходов к исследованию развития высшего образования.
1. Бордовский Г. А., Гончаров С. А. Культур-философский контекст развития современного университетского образования//Модернизация современного университетского образования в контексте инновационного развития: Учебно-методическое пособие. СПб.: Академия исследования культуры, 2008. С. 9-26.
2. Бурдье П. Университетская докса и творчество: против схоластических делений//Socio-Logos'96. Альманах Российско-французского центра социологических исследований. Институт социологии Российской Академии наук. М.: Socio-Logos, 1996. С. 8-31. Сетевой ресурс, режим доступа: http://bourdieu.name/content/universitetskaja-doksa-i-tvorchestvo-protiv-sholasticheskih-delenij
3. Веблен Т. Теория праздного класса: экономическое исследование институций. М.: Прогресс, 1984. 368 с.
4. Гумбольдт фон В. О внутренней и внешней организации высших научных заведений в Берлине//Неприкосновенный запас. 2002. № 2. Сетевой ресурс, режим доступа: http://magazines.russ.ru/nx/2002/2
5. Гусаковский М. А. Приключения разума в культуре и судьба идеи университета//Идея университета: парадоксы самоописания: Сборник материалов Третьей международной научно-практической конференции «Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению» (29-10 апреля 2002 г., Минск). Минск.: БГУ, 2002. С. 16-22.
6. Давыдов Ю. С. Власть культуры в университете: Научное издание. Пятигорск: Пятигорский государственный университет, 2004. 280 с.
7. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1990. 574 с.
8. Емельянова И. Н. Воспитательная функция университета в аспекте классической «идеи университета»//Педагогика. 2007. №3. С. 84-86.
9. Захаров И. В., Ляхович Е. С. Миссия университетов в европейской культуре. М.: Наука, 1994. 240 с.
10. Козырев В. А. Гуманитарный потенциал образовательной среды//Модернизация современного университетского образования в контексте инновационного развития: Учебно-метод. пособие. СПб., 2008. С. 32-48.
11. Комарова О. И. Упрочнение модели классического университета: социально-философский анализ: Автореф. дис. … канд. философских наук. М., 2005. 16 с.
12. Костюкевич С. В. Анализ университетского образования в работах западных исследователей//БГУ: Университетское образование в условиях смены образовательных парадигм: Материалы научно.-практ. конф. (Минск, 10-12 декабря 1997 г.) Белорусский государственный университет. Центр проблем развития БГУ. Минск: Белгосуниверситет, 1997. С. 107-111.
13. Кьосев А. Университет между фактами и нормами//Отечественные записки», 2002. № 2 (3). Сетевой ресурс, режим доступа: http://www.strana-oz.ru/?numid=3&article=172
14. Латыш Н. И. Идея университета в контексте современной цивилизации//Идея университета: парадоксы самоописания. Сборник мат-лов 3-й Международной научно-практической конференции «Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению» (29-10 апреля 2002 г., Минск). Минск: БГУ, 2002. С. 10-16.
15. Мишед Л. Идея университета//Alma mater Вестник высшей школы. 1991. № 9. С. 85-90.
16. Налётова И. В. Национальные культурные традиции и тенденции глобализации в современном высшем образовании//«Аналитика культурологии». Вып. 2. 2004. Сетевой ресурс, режим доступа: http://www.analiculturolog.ru/component/k2/item/103-national-cultural-tradition-and-trends-in-the-globalization-of-modern-higher-education.html?tmpl=component&print=1
17. Огородникова И. А., Геринг А. Г. Идея университета -проект воплощения идеальной образовательной формы//Вестник Омского университета. Вып. 4. 1997. С. 77-80.
18. Погосян В. А. Академический дискурс в современном мире//Gratias Agimus: философско-эстетические штудии: Сб. научных трудов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. Том 2. С. 442-455.
19. Садовничий В. А., Белокуров В. В., Сушко В. Г., Шишкин Е. В. Университетское образование. Приглашение к размышлению. М., 1995. 352 с.
20. Становление духа университета: Опыт самопознания: Коллективная монография/Под ред. В. И. Бакштановского и Н. Н. Карнаухова. Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ; Центр прикладной этики, 2001. 755 с.
21. Тягунова Т. В. Игрок в регби П. Бурдье (к тексту П. Бурдье «Университетская докса и творчество: против схоластических делений»)//Идея университета: парадоксы самоописания. Сб. мат-лов 3-й Международной научно-практической конференции «Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению» (29-10 апреля 2002 г., Минск): Минск: БГУ, 2002. С. 72-76.
22. Фуко М. Археология знания: Киев: Ника-Центр, 1996. 208 с.
23. Шарко О. И. Университет как дискурсивное событие//Идея университета: парадоксы самоописания. Сб. мат-лов 3-й Международной научно-практической конференции «Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению» (29-10 апреля 2002 г., Минск). Минск: БГУ, 2002. С. 6-7.
24. Albrecht C. Das Erbe der klassischen Universitatsidee//Politische Meinung, Berlin. 2003. Marz. № 400.
25. Fairclough N., Wodak R. Critical discourse analysis. In: T. van Dijk (Ed.) Discourse as social interaction, London: Sage, 1997. P. 258-284.
26. Krejsler J. Discursive Battles about the Meaning of University: the case of Danish university reform and its academics, European Educational Research Journal, 5(3 & 4), 2006. P. 210-220. Сетевой ресурс, режим доступа: http://dx.doi.org/10.2304/eerj.2006.5.3.210
27. Krejsler J. Universities, Truth Regimes and Academics 0 Refl ections on conditions for academics' subject construction//NERA 34th Congress in Цrebro Sweden March 9-11, 2006. Symposium: Education and Individualizing Technologies.
28. Kress G. Linguistic processes in sociocultural practice. ECS806 Socio-cultural aspects of language and education. Victoria: Deakin University, 1985.
29. Lobera J., Escrigas C. The glocal multiversity: new roles and emerging challenges for human and social development, 2009. Сетевой ресурс, режим доступа: http://web.guni2005.upc.es/news/detail.php?chlang=en&id=1464
30. Bordovskij G. A., Goncharov S. A. Kultur-filosofskij kontekst razvitiya sovremennogo universitetskogo obrazovaniya//Modernizatsiya sovremennogo universitetskogo obrazovaniya v kontekste innovatsionnogo razvitiya: uchebno-metodicheskoe posobie. SPb.: akademiya issledovaniya kultury, 2008. S. 9-26.
31. Burd'e P. Universitetskaya doksa i tvorchestvo: protiv skholasticheskikh delenij//Socio-Logos'96: Almanakh Rossijsko-frantsuzskogo tsentra sotsiologicheskikh issledovanij. institut sotsiologii Rossijskoj Akademii nauk. M.: Socio-Logos, 1996. C. 8-31. setevoj resurs, rezhim dostupa: http://bourdieu.name/content/universitetskaja-doksa-i-tvorchestvo-protiv-sholasticheskih-delenij
32. Veblen T. Teoriya prazdnogo klassa: ekonomicheskoe issledovanie institutsij. M.: Progress, 1984. 368 s.
33. Gumbol'dt fon V. O vnutrennej i vneshnej organizatsii vysshikh nauchnykh zavedenij v berline//neprikosnovennyj zapas. 2002. 2. setevoj resurs, rezhim dostupa: http://magazines.russ.ru/nx/2002/2
34. Gusakovskij M. A. Priklyucheniya razuma v kulture i sudba idei universi-teta//Ideya universiteta: paradoksy samoopisaniya: Sbornik materialov tretej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii «universitetskoe obrazovanie: ot effektivnogo prepodavaniya k effektivnomu ucheniyu» (29 marta -10 aprelya 2002 g., Minsk). Minsk: BGU, 2002. S. 16-22.
35. Davydov Ju. S. Vlast' kul'tury v universitete: Nauchnoe izdanie. Pjatigorsk: Piatigorskij gosudarstvennyj universitet, 2004. 280 s.
36. Djurkgejm E. O razdelenii obschestvennogo truda. Metod sotsiologii. M.: Nauka, 1990. 574 s.
37. Emelyanova I. N. Vospitatelnaya funktsiya universiteta v aspekte klassicheskoj «idei universiteta»//Pedagogika, 3, mart 2007. S. 84-86.
38. Zakharov I. V., Ljakhovich E. S. Missija universitetov v evropejskoj kul'ture. M.: Nauka, 1994. 240 s.
39. Kozyrev V. A. Gumanitarnyj potentsial obrazovatelnoj sredy//Modernizatsija sovremennogo universitetskogo obrazovanija v kontekste innovatsionnogo razvitija: uch.-met. posobie. SPb.: 2008. S. 32-48.
40. Komarova O. I. Uprochnenie modeli klassicheskogo universiteta: sotsialno-filosofskij analiz: avtoref. dis. … kand. fi losofskikh nauk. M., 2005. 16 s.
41. Kostjukevich S. V. Analiz universitetskogo obrazovaniya v rabotakh zapadnykh issledovatelej//BGU: universitetskoe obrazovanie v usloviyakh smeny obrazovatelnykh paradigm: Materialy nauch.-prakt. konf. (Minsk, 10-12 dekabrya 1997 g.)/Belorusskij gosudarstvennyj universitet. Tsentr problem razvitija BGU. Minsk: Belgosuniversitet, 1997. S. 107-111.
42. K'osev A. Universitet mezhdu faktami i normami//Otechestvennye zapiski, 2002, № 2 (3). Setevoj resurs, rezhim dostupa: http://www.strana-oz.ru/?numid=3&article=172
43. Latysh N. I. Ideya universiteta v kontekste sovremennoj tsivilizatsii//Ideya universiteta: paradoksy samoopisanija: Sb. mat. 3-ej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii «Universitetskoe obrazovanie: ot effektivnogo prepodavaniya k effektivnomu ucheniyu» (29-10 aprelja 2002 g., Minsk). Minsk: BGU, 2002. S. 10-16.
44. Mished L. Ideya universiteta//alma mater vestnik vysshej shkoly. 1991. № 9. S. 85-90.
45. Naljotova I. V. Natsionalnye kul'turnye traditsii i tendentsii globalizatsii v sovremennom vysshem obrazovanii//Analitika kulturologii. Vyp. 2. 2004. Setevoj resurs, rezhim dostupa: http://www.analiculturolog.ru/component/k2/item/103-national-cultural-tradition-and-trends-in-the-globalization-of-modern-higher-education.html?tmpl=component&print=1
46. Ogorodnikova I. A., Gering A. G. Ideya universiteta -proekt voploshchenija ideal'noj obrazovatel'noj formy//Vestnik Omskogo universiteta. Vyp. 4. 1997. S. 77-80.
47. Pogosyan V. A. Akademicheskij diskurs v sovremennom mire//Gratias Agimus: filosofsko-esteticheskie shtudii: Sb. nauch. trudov. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena. 2007. Tom 2. S. 442-455.
48. Sadovnichij V. A., Belokurov V. V., Sushko V. G., Shishkin E. V. Universitetskoe obrazovanie. Priglashenie k razmyshleniju. M., 1995. 352 s.
49. Stanovlenie dukha universiteta: opyt samopoznanija: Kollektivnaya monografi ja/Pod red. V. I. Bakshtanovskogo i N. N. Karnaukhova. Tjumen: NII prikladnoj etiki Njumgngu; Tsentr prikladnoj etiki. 2001. 755 s.
50. Tjagunova T. V. Igrok v regbi P.Burd'e (k tekstu p.burde «Universitetskaya doksa i tvorchestvo: protiv skholasticheskikh delenij»)//Ideja universiteta: paradoksy samoopisanija. Sb. mat. 3-ej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii «Universitetskoe obrazovanie: ot effektivnogo prepodavanija k effektivnomu ucheniju» (29-10 aprelja 2002 g., Minsk): Minsk: BGU, 2002. S. 72-76.
51. Fuko M. Arkheologija znanija. Kiev: Nika-Tsentr, 1996. 208 s.
52. Sharko O. I. Universitet kak diskursivnoe sobytie.//Ideja universiteta: paradoksy samoopisanija. Sb. mat. 3-ej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii «Universitetskoe obrazovanie: ot effektivnogo prepodavanija k effektivnomu ucheniju» (29-10 aprelja 2002 g. Minsk). Minsk: BGU, 2002. S. 6-7.
53. Albrecht S. Das erbe der klassischen Universitatsidee//Politische Meinung. Berlin. 2003, Marz, 400.
54. Fairclough N., Wodak R. Critical Discourse Analysis.//T. van Dijk (ed.) Discourse as Social Interaction. London: Sage, 1997. S. 258-284.
55. Krejsler J. Discursive Battles about the Meaning of University: the case of Danish university reform and its academics//European Educational Research Journal. 2006. 5(3 & 4). P. 210?220. Setevoj resurs, rezhim dostupa: http://dx.doi.org/10.2304/eerj.2006.5.3.210
56. Krejsler J. Universities, Truth Regimes and Academics. Rrefl ections on conditions for academics' subject construction//NERA 34th Congress in Oerebro Sweden March 9-11, 2006. Symposium: education and individualizing technologies.
57. Kress G. Linguistic processes in sociocultural practice. ECS806 Socio-cultural aspects of language and education. Victoria: Deakin University, 1985.
58. Lobera J., Escrigas C. The glocal multiversity: new roles and emerging challenges for human and social development, 2009. setevoj resurs, rezhim dostupa: http://web.guni2005.upc.es/news/detail.php?chlang=en&id=1464