Процесс создания учебных текстов для школы - дело тонкое. Недаром знаменитый шведский химик Берцелиус в сердцах сказал: «Пусть дьявол пишет учебники по химии, ибо все меняется через короткий срок». И действительно, кроме происходящих научных изменений, автор учебника непременно должен побывать «в шкуре» того, кому он предназначает свой труд для работы, т. е. учителя. Наша статья посвящена тому, как шел этот сложный и важный процесс - создание учебников для школы - в дореволюционной России. Мы обращаем внимание читателей на деятельность особой структуры, созданной в недрах Министерства Народного Просвещения России, - Ученого комитета, важным направлением деятельности которого была подготовка учебников для средних школ империи. Дело даже не в том, что приближается 200-летний юбилей со дня создания этой организации. Важнее, с нашей точки зрения, использовать свой собственный, отечественный исторический, педагогический и методический опыт для совершенствования системы создания и отбора лучших учебников для юных граждан России. Немаловажными, с нашей точки зрения, являются и вопросы выбора критериев для определения лучшего учебника, и осуществления педагогической цензуры, впервые примененной в нашей стране в 70-х гг. XIX в.
1. Георгиевский А. И. К истории Ученого Комитета Министерства Народного Просвещения. СПб., 1902. Х с. + 202 с.
2. Педагогический сборник. 1866. Кн. 4 и 5.
3. Руководство физике для гимназий Российской Империи. СПб., 1807. 527 с.
4. Телешов С. В. От истоков до устья… СПб.: Спринт, 2000. Ч. 1. 171 с.
5. Телешов С. В. Зодчий русского среднего образования // Педагогика. 2004. № 5. С. 67-71.
6. Телешов С. В. Педагогические собрания Санкт-Петербурга // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2010. № 136. С. 97-108.
7. Телешов С. В. Верховский - ученый-химик, ученый-методист (1873-1947) // Российский Химический журнал. 2003. Т. ХЛВИИ. № 5. С. 94-99.
8. Шевелев А. Н. Образовательная урбанистика: историко-педагогические аспекты изучения Петербургской дореволюционной школы. СПб.: АППО, 2005. 351 с.
9. Georgievskij A. I. K istorii Uchjonogo Komiteta Ministerstva Narodnogo Prosvewenija. SPb., 1902. H s. + 202 s.
10. Zhurnal «Pedagogicheskij sbornik» za 1866 g. Knizhki 4 i 5.
11. Rukovodstvo fizike dlja gimnazij Rossijskoj Imperii. SPb., 1807. 527 s.
12. Teleshov S. V. Ot istokov do ust'ja… SPb.: Sprint, 2000. Ch. 1. 171 s.
13. Teleshov S. V. Zodchij russkogo srednego obrazovanija // Pedagogika. 2004. № 5. S. 67-71.
14. Teleshov S. V. Pedagogicheskie sobranija Sankt-Peterburga // Izvestija RGPU im. A. I. Gercena. 2010. № 136. S. 97-108.
15. Teleshov S. V. Verhovskij - uchjonyj-himik, uchjonyj-metodist (1873-1947) // Rossijskij Himicheskij zhurnal. 2003. T. HLVII. № 5. S. 94-99.
16. Shevelev A. N. Obrazovatel'naja urbanistika: istoriko-pedagogicheskie aspekty izuchenija Peterburgskoj dorevoljucionnoj shkoly. SPb.: APPO, 2005. 351 s.